Шаматха (саматха на пали, или по-тибетски шинэ) — сосредоточение ума, медитация развития стабильности и ясности внимания с последующим полным успокоением сознания. Цель практики в буддизме махаяны — культивация способности поддерживать безусильное сосредоточение в течение хотя бы 4 часов. В конечном счете целью является достижение самадхи, или так называемых дхьян (санскрит) или джхан (пали). Но в целом суть шаматхи в «приручении» ума, чтобы свободно пользоваться им при выполнении более продвинутых практик, например, випашьяну (випассану, пали). Шаматха — некая база, основа.

Этапы шаматхи в традиции махаяны делятся на 9 стадий с кульминационной 10-й стадией — шаматхой (самадхи): от нестабильного внимания до полной погруженности в созерцание. Символично стадии изображены на тханке. Конкретна эта расположена в Элисте в Золотой обители Будды Шакьямуни:

С освоением шаматхи практикующий дополнительно получает большое количество выгод и преимуществ: способность к высокой концентрации, острота и ясность мышления, покой и здоровье ума, релаксация организма, чувство радости и благополучия и т.д.

Шаматха в традициях

Шаматха присутствует во всех традициях буддизма. Где-то в явном виде, где-то в неявном. Медитация сосредоточения саматха наряду с медитацией прозрения випассаной объединяются в бхаване — методе развития ума, занимающего центральное звено в практике Тхеравады. Медитации саматхе уделяется большое внимание в Тхераваде. Именно в этой традиции можно найти наибольшее количество наиболее детально разработанных методов культивации сосредоточения вплоть до самадхи, и даже дальше! Саматху можно углублять пройдя стадии 4 джхан и 4 бесформенных достижений.

В тибетском буддизме шинэ является одним из подготовительных этапов пути, иногда совмещаемый с предварительными практиками нёндро. Шинэ — необходимая ступень также и на пути дзогчен в том виде, в каком он представлен в традиции ньингма. В махамудре шине является одной из первых стадий. В отличие от традиции Тхеравады в Тибетском буддизме в основном довольствуются достижением только 1-й дхьяны (джханы в Тхераваде), считающейся достаточным основанием для перехода к последующим практикам. В дзэн нет понятия шаматхи, но первые этапы медитации дзадзэн — не что иное, как та же самая шаматха, с использованием тех же самых техник, что и в традициях Ваджраяны или Тхеравады.

Не только в буддизме, но и в традициях всего мира в том или ином виде встречается медитация сосредоточения. Разумеется она присутствует в индуизме, близком буддизму. Практика самьямы в индийской йоге включает в себя три ступени: дхарана (сосредоточение), дхьяна (созерцание), с завершением в самадхи — главной, восьмой ступени йоги в русле сутр Патанджали. И в христианских, мусульманских созерцательных учениях практикуют сосредоточение.

К сожалению, довольно часто шаматхе не уделяется должного внимания, именно по той причине, что она является одной из подготовительных, «низших» практик. Всем подавай сразу высшие. Порой в текстах встречаются упоминания, что практикующие с высокими способностями могут сразу переходить к основным практикам минуя шаматху. Но я бы не стал автоматически причислять себя к такому типу практикующего. Даже если вы весьма талантливы от природы, не стоит пренебрегать практикой шаматхи. Говорят, бывает, что шаматха спонтанно реализуется у некоторых личностей. Это редкость. Нам же следует развивать силу своего сосредоточения.

Шаматха для повседневной жизни, саморазвития

Для тех, кого не интересует религия, надо сказать, что практика шаматхи приносит огромную пользу в повседневной жизни. Развитие способности к сосредоточению способствует повышению личной эффективности в десятки-сотни раз. Очень часто под словом «медитация» на сайтах по саморазвитию преподносят именно шаматху. Медитация — мощнейший инструмент по развитию личности, необходимый для разностороннего развития.

Как заявляет Кен Уилбер, хочешь-не хочешь, но человек останавливается в своем развитии в возрасте после 25 лет. Даже если вы ведете активный образ жизни, продолжаете учиться, занимаетесь спортом — мозг все равно действует в пределах выработанной с годами колеи. Вы получаете только больше опыта и знаний, но никаких серьезных сдвигов в развитии вам не светит. Регулярные занятия медитацией способны поменять ситуацию, и вести вас от одной трансформации к другой на протяжении всей жизни. Кроме медитации пока не выявлено ни одного другого действенного метода. Именно поэтому Уилбер настаивает на включении медитации в повседневную жизнь каждого человека.

Навыки сосредоточения, остроты и ясности мышления приобретаемые в шаматхе легко переносятся на повседневную деятельность, и практикующий становится более эффективным. Сама по себе способность к концентрации — это залог успеха в любом деле. Потенциал такого навыка огромен и его нельзя недооценивать. Это сила. Вы можете использовать свою мощную концентрацию в обучении, спорте, игре на музыкальных инструментах — в чем угодно. В любой сфере ваши показатели будут расти.

Шаматха имеет терапевтический эффект. Она непосредственно ведет к покою ума. Ум современного человека — это ум сумасшедшего. Мысли и эмоции владеют нами. Желания и страсти разрывают нас на части. Мы не хозяева себе. Мы не хозяева своей жизни. С практикой вы излечиваете свой ум, возвращаете его к балансу. Появляется контроль, покой и постоянное чувство благополучия, не зависящее от внешних причин.

И это далеко не всё. И всё это правда.

Техника шаматхи

Техник шаматхи существует много. Даже очень. Самая известная из них — сосредоточение на дыхании. Эту технику преподавал Будда и советовал как особо эффективную. Техника памятования о дыхании встречается во всех традициях буддизма и не только его, т.к. является универсальной.

Для тех, кто не в курсе, вкратце:

  • Примите удобную позу сидя (в идеале, семичастную позу Будды Вайрочаны), с прямой спиной. Можно лежа в шавасане.
  • Расслабьтесь, ибо только из глубокой релаксации развитие медитации идет в правильном направлении.
  • Сосредоточьтесь на дыхании и на всех ему сопутствующих ощущениях в теле.
  • Если вы заметили, что вас увлекли мысли и вы забыли о дыхании, поступайте так: расслабьтесь, отпустите мысли и вернитесь к дыханию.
  • Практикуйте сначала в течение небольших промежутков времени. Можно начинать с 5-15 минут. Постепенно следует увеличивать время практики. Пусть это происходит естественно.
  • Самое главное — регулярность. Если практиковать регулярно, то приятные изменения в своем состоянии будут заметны очень скоро.

Шаматха, дальнейшее изучение

Я только слегка обрисовал данную тему и советую изучить вопрос глубже. Рекомендую работы и лекции Б. Алана Уоллеса. Я не встречал никого, кто передавал бы это учение лучше него. Настоящий профи. В своих публикациях и лекциях он дает подробнейшие объяснения.

Если вы решили практиковать медитацию — начните с шаматхи. Если вы решили практиковать путь Будды, шаматха — отличное начало. Если вы уже выполняете буддийские практики, то не пренебрегайте шаматхой. Нам всем нужна шаматха.