Эта позиция универсальная практически для всех ветвей буддизма и не только его. Применяется в дзэн и в тибетском буддизме. В дзэн эта поза не носит такого названия, но считается, что само понятие «дзадзэн» уже подразумевает именно эту позицию. Наверняка именно так сидел Будда Шакьямуни под деревом Бодхи. Часто Будда изображается именно в этой позиции, которую он скорее всего унаследовал из традиции йоги, в которой падмасана также считается самой лучшей позой для медитации.

И тибетский буддизм и дзэн учат, что состояния ума и тела взаимосвязаны. То же самое утверждается и в современной психологии. Семичастная поза Будды Вайрочаны — стабильная, удобная позиция, пригодная для длительных практик медитации в неподвижности. Действительно, удобнее только в лежачем положении, но лёжа порой теряется ясность и можно легко провалиться в сон. Тем не менее, положение лёжа — тоже рекомендуется для практики медитации, и не стоит этим пренебрегать. Вообще, Будда учил, что есть четыре положения для медитации: лёжа, сидя, стоя и при ходьбе. Но это другой разговор.

Итак, Семичастная (Семичленная) поза Будды Вайрочаны, стандарт и облегчённые варианты:

  1. Ноги. Фундамент. Если у вас не исключительная растяжка, то рекомендуется сидеть на специальной подушке для медитации. Лучшая — поза лотоса, она же Ваджрасана в тибетском буддизме, она же Падмасана в индийской йоге. Ноги перекрещены, ступня каждой ноги лежит на противоположном бедре. Критически важно выполнять эту позицию за счет тазобедренных суставов, но ни в коем случае не за счет вывернутых коленей. Подробней в статье «Как сесть в позу лотоса».

    Большинству западных людей такое положение ног не доступно. Ничего страшного, ведь позиция полу-лотоса такая же удобная и стабильная: одна ступня закинута на противоположное бедро, другая спрятана под другим бедром.

    Если не хватает гибкости, то ступню с бедра можно опустить на голень противоположной ноги (четверть-лотос).

    Не получается? Ничего страшного, можно опустить обе ступни на пол, сохраняя колени прижатыми к полу.

    И так не получается? Ничего страшного, сядьте по-турецки, скрестив ноги самым простым образом, главное держать спину ровно. Если и так не удобно, то можно сесть на стул, в позиции самое важное это удобство (и прямая спина). Ещё один вариант, применяемый в дзэн: на коленях, подушка между ног. В традициях Тхеравады и дзэн иногда используют специальные скамейки для медитаций.

  2. Руки. Ладони рук направлены вверх, левая лежит на правой, большие пальцы соприкасаются, образуя овал. Вся эта композиция покоится на бёдрах или на перевернутых стопах, если вы сидите в полном лотосе. В дзэн такое положение рук зовётся «космической мудрой».

    Это стандарт, но есть также и другие мудры, пригодные для медитации.

    Или можно удобно расположить руки на коленях.

  3. Спина. Прямая. Поясница чуть прогнута (без перебора, просто сохраняя естественный прогиб, как если б вы стояли ровно), таз выдвинут вперед. Важно, чтобы позвоночник покоился на своем основании. Найдя правильное положение, спина будет держаться без усилий. Иначе, вас замучают напряжение и боли в спине. Если не получается установить спину прямо, можно попробовать сесть на более высокую подушку или поставить свою подушку на ребро. Если всё равно не получается держать спину ровно без усилий, то желательно заняться растяжкой. Подробнее об этом всё в том же посте о позе лотоса. Есть ещё один хороший вариант: сесть, оперевшись о стену, а между поясницей и спиной положить маленькую подушку. При медитации стоя или лёжа, спина будет прямой гарантированно.

  4. Плечи. Расправлены как крылья грифа, понятно? Просто сохраняйте плечи на одном уровне, грудная клетка раскрыта, дышится свободно. Между руками и туловищем остается небольшой просвет, как-будто бы вы держите по куриному яйцу подмышками. Но никакого напряжения.

  5. Голова и подбородок. Голову держите прямо, как-будто бы вас подвесили верёвкой за темя. Подбородок чуть поджат. В цигун считается, что прижатый подбородок помогает циркуляции энергии ци по малому небесному кругу, основному каналу движения энергии в теле. Кроме того, при поджатом подбородке вытягивается спина и легче держать язык прижатым к нёбу, о чём ниже.

  6. Рот и язык. Челюсть, зубы в естественном положении без напряжения. Язык прижат к нёбу. В цигун также считается, что язык к нёбу прижимается для замыкания этого самого малого небесного круга. Это стандарт, но можно оставить язык в покое, как ему лежится. Можно и рот приоткрыть.

  7. Глаза. Приоткрыты и смотрят в метре перед собой, параллельно линии носа. Концентрировать взгляд ни на чём не надо, сохранять расслабленным. Некоторые называют это рассеянным взглядом, некоторые называют это «смотреть в бесконечность». Глаза рекомендуется держать открытыми, чтобы оставаться бодрым. Закрытые глаза порой провоцируют большое количество мыслей и образов на экране ума. Но в некоторых случаях можно держать глаза закрытыми. Например, у меня они иногда болят и слезятся (от неподходящего для меня освещения или резкого дыма благовоний).

Ну вот и всё. Не смотря на то, что Семичастная поза Будды Вайрочаны является наиболее удобной и рекомендуемой, нам, западным людям, не так-то просто она дается. Поэтому, для некоторых лучшим вариантом будет медитировать, сидя на стуле, нежели на полу со скрещенными ногами. Все остальные пункты (спина, глаза и т.д.) остаются в силе. Кстати, грядущий Будда Майтрея часто изображается именно сидящим на стуле! Не является ли это знаком того, что буддизм расцветет именно на западе?