Моей основной практикой является нечто среднее (или общее) между дзэн и дзогчен. Оба этих учения вполне самодостаточны. Для поддержания тела я занимаюсь бегом и стараюсь вести здоровый образ жизни. Зачем ещё и йога? И почему именно хатха-йога? Ведь с дзэн больше согласуется цигун. Мой друг Лёня использует в комплексе практику дзэн, с практикой цигун и ушу. Невероятно гармоничное и логичное сочетание. Последователи дзогчена Намкая Норбу занимаются Янтра-Йогой. Последнюю я не пробовал, а цигун мне очень нравится. Но выбирая между хатха-йогой и цигуном я пришел к выводу, что на моем этапе развития мне больше подойдет йога, она более гармонично встроится в мою повседневную практику.

Большую часть ежедневной практики я посвящаю медитации, дзадзэн, той его части, которую можно назвать шаматхой. Недавно на меня снизошло озарение о том, как важно полное расслабление в шаматхе, и насколько этот фактор недооценивался мной. Релаксация в медитации кажется сама собой разумеющейся, потому зачастую ей не уделяется достаточного внимания. Но умеем ли мы на самом деле глубоко расслабляться? Оказалось, я не умею. А ведь релаксация является фундаментом грамотного развития медитации.

Вторая проблема. Самой лучшей позицией для сидячей медитацией давным-давно объявлена семичастная поза Будды Вайрочаны, проще говоря, позиция полного или полу-лотоса, или падмасана в йоге. Это необязательно, но я предпочитаю именно её. В японском дзэн с этим вопросом всё строго, в корейском — такая позиция тоже желательна. Главным условием является прямая спина и выполнение (полу-) лотоса только за счет раскрытия тазобедренных суставов, но ни в коем случае не за счет коленей! При длительных сидениях в лотосе за счет коленей в конце концов, как сказал однажды Мастер Дхармы Олег Шук, «колени заживут своей жизнью», и может потребоваться операция. Оно мне надо?

Мне всегда казалось, что я довольно гибкий пацан, осанка хорошая, могу и в лотосе сидеть. Но в последнее время, после длительных сидений и в повседневной жизни я вдруг стал ощущать свое колено, а в здоровом теле ничего не ощущается, если не присматриваться специально. Причин может быть две: неправильная техника бега и неправильная позиция медитации. Начал разбираться в вопросе и выяснил, что я и бегаю не правильно и (полу-) лотос мой выполняется за счет коленей, да и спина у меня кривая. Этот вопрос я разбираю в отдельном посте «Как сесть в позу лотоса».

Итак, расслабление и растяжка. Первое, что приходит на ум — хатха-йога. Йог сейчас огромное множество, я решил обратиться к корням, к классической йоге в русле сутр Патанджали. И как дополнительное подтверждение моего хода мысли в те же дни я услышал из записи московского ретрита с Аланом Уоллесом, как он говорит, что именно йога Патанджали является отличным подспорьем для достижения самадхи в плане обучения расслаблению и развитию позы для медитации. Именно для самадхи йога и предназначена! Самадхи — последняя, восьмая ступень йоги. Хорошая растяжка — не цель йоги, но гибкость увеличивается в процессе сама собой.

Йога поможет в освоении глубокого расслабления, на этой основе улучшается и гибкость тела. Получается, что йога является идеальным дополнением к моей нынешней практике шаматхи!

Кроме того, занятия йогой дают ряд дополнительных преимуществ. Одна из основ здоровья тела — позвоночник. Очевидно, что занятия йогой лечат позвоночник. Уже только по этой причине йогой занимаются много людей. Этим лечебные свойства йоги не ограничиваются. В организме заложена функция самолечения, что хорошо видно по затягивающимся царапинам на теле, например. То же самое происходит со всеми органами и даже с психикой. Нужно только создать благоприятные условия: держать ранку в чистоте. Это свойство организма используется в терапии холотропным дыханием. А также в йоге! Классическая йога приводит к глубокой релаксации и торможению работы мозговой деятельности, что в свою очередь является условием для самовосстановления организма.

Чтоб дольше быть молодым и здоровым, физически и психически — я делаю йогу. Но всё же самое главное, йога — великолепная поддержка моей практике шаматхи.