История духовного становления Дипа Ма – это архетипическая история всех, кто ищет Путь. Описанные в ней этапы – отправление в путь, решимость, столкновение с трудностями и их преодоление, обретение свободы и передача своих открытий миру – близко совпадают с этапами пути трансформации самого Будды.
После своего великого пробуждения под деревом бодхи Будда изложил четыре благородные истины: во-первых, что страдание существует и является отличительной чертой всего обусловленного существования; во-вторых, что его причиной является привязанность; в-третьих, что страданию можно положить конец; и в-четвертых, что существует путь, который он подробно описал и который ведёт от страдания к заветной цели – освобождению. Буддийская практика, если выразить просто, направлена на прекращение страданий, как для нас самих, так и для всех существ.
Именно это неявное обещание, что страдания можно прекратить, и приводит многих из нас к практике медитации. Пример жизни Дипа Ма может дать нам уверенность и вдохновение отправиться в этот путь. Женщина, мать, домохозяйка, Дипа Ма являет путь Будды вполне доступным, а великую цель свободы достижимой в этой самой жизни.
Ниже приведены некоторые уроки, которые мы можем извлечь из основных учений Дипа Ма. Пусть они помогут вам в вашем собственном пути к освобождению.
Урок первый
Выберите одну медитативную практику и придерживайтесь её
“Если вы хотите продвинуться в медитации, придерживайтесь одной техники.”
Для тех, кто начинает духовный путь, Дипа Ма была непреклонна в том, чтобы придерживаться одного стиля медитации. Не сдавайтесь и не перескакивайте с одной практики на другую. Найдите технику, которая вам подходит, и продолжайте заниматься, пока не найдёте свой “предел” – точку, где начинаются трудности.
Распространённая ошибка многих западных духовных искателей заключается в том, что они интерпретируют трудности как проблемы с конкретной практикой. И когда становится трудно, люди отправляются на “духовный шопинг”. Со стороны этого неудобного предела, какая-то другая практика всегда выглядит лучше. “Может быть, мне стоит заняться тибетскими песнопениями… или суфийскими танцами”. На самом деле, трудности обычно являются надёжным признаком того, что практика работает.
Примите совет Дипа Ма к сердцу. Придерживайтесь выбранной вами практики через трудности и сомнения, через вдохновение и застой, через неизбежные взлёты и падения. Если вы сможете сохранить приверженность своей практике в самые тёмные времена, рассвет мудрости придёт.
Урок второй
Медитируйте каждый день
“Практикуйте сейчас. Не думайте, что сделаете больше позже.”
Дипа Ма утверждала, что если вы хотите покоя, вы должны практиковать регулярно. Она настаивала, чтобы ученики находили время для формальной практики медитации каждый день, пусть даже в течение пяти минут. Если это невозможно, она советовала: “По крайней мере, когда вы ложитесь ночью в постель, обратите внимание на один вдох и один выдох, прежде чем заснуть”.
Помимо формального сидения на подушке, Дипа Ма призывала учеников сделать каждый момент своей жизни медитацией. Многие из них были занятыми людьми, которым было трудно найти хоть немного времени. Дипак Чоудхури говорил Дипа Ма, что для него было невозможно практиковать, потому что у него был очень плотный график работы в банке, где он работал. Он объяснял, что проводит рабочие дни за расчётами, и что его работа требовала от него быть постоянно в движении, он был слишком занят и слишком беспокоен даже для того, чтобы думать о медитации. Дипа Ма и слышать об этом не хотела; она настаивала, что медитация всегда возможна, что она не отделена от жизни. “Если ты занят, то занятость и есть медитация”, – сказала она ему. “Когда ты делаешь расчёты, знай, что ты делаешь расчёты. Медитация – это знать, что ты делаешь. Если ты спешишь в офис, то ты должен осознавать спешку. Когда ты ешь, надеваешь обувь, носки, одежду, ты должен быть осознанным. Всё это – медитация! Даже когда ты стрижёшь ногти, направь на этой свой ум. Знай, что ты стрижёшь ногти”.
Для Дипа Ма осознанность не была чем-то, что она делала, это было тем, кем она являлась всё время. Она говорила, что лучший подход к этой практике – вера и устремлённость. Когда ум блуждает, просто начните снова. Дипа Ма давала ясно понять, что нет ничего плохого в провалах осознанности. “Это случается с каждым. Это не постоянная проблема. Не переживайте, просто начните снова. Всегда сохраняйте усилия, терпение и веру.” Даже если вы теряете энергию и мотивацию, советовала она, просто заметьте это, а затем перейдите к другой практике осознанности, к которой у вас есть мотивация – ходьбе, осознанности в повседневной деятельности, или сидению.
Урок третий
Любая ситуация подходит для практики
“Каждый из нас обладает огромной силой. Её можно использовать, чтобы помочь себе и другим.”
Будда оставил свою жену и ребёнка, чтобы найти путь к пробуждению. Но Дипа Ма, в силу необходимости, нашла свой путь к свободе в условиях материнства и обычной жизни домохозяйки. Её напутствие женщинам (и мужчинам) во всём мире заключается в том, что не обязательно оставлять семью, чтобы достичь высокого уровня духовного понимания. Вы можете быть супругом и родителем и при этом следовать Дхарме.
Хотя поначалу она думала, что ей придётся отказаться от дочери, чтобы уйти в монастырь и практиковать в уединении, Дипа Ма пришла к пониманию, что она может сделать свою семью частью пути. Подход Дипа Ма был в радикальном всевключении – абсолютно всё и кухонная мойка тоже.
“В конечном счёте в этом мире не за что цепляться, – учила Дипа Ма, – но мы можем использовать всё, что в нём есть. Жизнь не нужно отвергать. Она здесь. И покуда она здесь и мы тоже здесь, мы можем использовать её наилучшим образом”.
Дипа Ма не была привязана к какому-то определённому учителю, месту или образу жизни. Весь мир был её монастырём. Шэрон Крайдер вспоминает: “В моём идеалистическом возрасте двадцати лет, когда мне хотелось верить, что если я буду долго сидеть с правильным учителем, то всё будет хорошо, она показала мне, что нужно пробудиться для гораздо большего. Она была примером того, как быть настоящей матерью для всего мира. Быть настоящей матерью – это чувствовать жизнь очень интенсивно. Быть настоящей матерью – это принимать всё что приходит с осознаванием, и делать все обстоятельства своими учителями”.
Урок четвёртый
Практикуйте терпение
“Терпение – одна из самых важных добродетелей для развития осознанности и сосредоточения.”
Терпение закаляется в постоянных встречах с пределом своих возможностей. Если вы неуклонно придерживаетесь своей практики медитации, то неизбежно возникнут трудности. В самых сложных ситуациях просто продолжить, быть присутствующим, может быть единственно возможным, и этого может быть достаточно.
Кейт Уилер вспоминает следствие такого терпения в жизни Дипа Ма: “Она видела, как её ум проходит через все виды страданий, и смогла выдержать, высидеть всё это. Позже, когда она вышла из этого огня, было что-то очень решительное, почти пугающее в том, как она могла смотреть на вас, потому что она видела себя. Прятаться было негде. Она стала примером того, что вы неможете просто сидеть и думать о просветлении. Вы должны овладеть этими истинами в самой глубине своего сердца.”
Дочь Дипа Ма рассказывает о терпении своей матери. “За день до её смерти Риши, которому тогда было одиннадцать лет, вёл себя плохо, когда я собиралась на работу. Я очень рассердилась. Я пыталась ударить его, а он спрятался за мою мать. Она не позволила мне дотронуться до него. Я очень расстроилась и сказала ей: “Ты не знаешь, как он меня разозлил! Я хочу наказать его!” Мягко и неторопливо мама сказала мне: “Дипа, ты моя дочь, и ты тоже когда-то была глупой. Я не выгоняла тебя из дома за глупости”. Она говорила о том, что нужно быть любящей и терпеливой. Это был урок, который я запомнила”.
Терпение это практика на всю жизнь, которую нужно развивать и совершенствовать с течением времени. По словам Дипа Ма, терпение крайне существенно для развития ума и поэтому является одним из самых важных качеств, которые нужно культивировать.
Урок пятый
Освободите свой ум
“Ваш ум – сплошные истории.”
Дипа Ма не говорила, что ум состоит в основном из историй; она говорила, что в уме нет ничего, кроме историй. Это личные драмы, которые создают и поддерживают чувство индивидуальности: кто мы, что мы делаем, на что мы способны и на что не способны. Не осознавая этого, бесконечная череда таких мыслей управляет и ограничивает нашу жизнь. И всё же эти истории лишены сущности.
Дипа Ма бросала вызов вере учеников в их истории, их привязанности к историям. Когда кто-то говорил: “Я не могу этого сделать”, она спрашивала: “Ты уверен?” или “Кто так сказал?” или “Почему нет?”. Она призывала учеников наблюдать свои истории, видеть их пустотность и выходить за рамки ограничений, которые они накладывают. “Отпустите мысли”, – настаивала она. “Медитация – это не про мышление”.
В то же время Дипа Ма учила, что ум – это не враг, от которого нужно избавиться. Напротив, в процессе установления дружеских отношений с умом, узнавая и принимая его, он перестаёт быть проблемой. Дипа Ма знала, какая свобода следует за этим процессом: она жила в состоянии осознанности, свободной от мыслей.
Во время группового интервью Джек Корнфилд невинно спросил: “Что в вашем уме? Каков он?”. Дипа Ма улыбнулась, закрыла глаза и тихо ответила: “В моем уме есть три вещи: сосредоточение, любящая доброта и покой”. Джек, не уверенный, правильно ли он расслышал, спросил: “И это всё?”. “Да, это всё”, – ответила Дипа Ма. В комнате воцарилась тишина. Затем раздалось несколько вздохов и тихих смешков, после чего Джек едва слышно прошептал: “Как прекрасно”.
Урок шестой
Охладите огонь эмоций
“Гнев – это огонь.”
Когда кто-то приходил к Дипа Ма, не имело значения, кто это был, или в каком эмоциональном состоянии он находился, или каковы были обстоятельства, Дипа Ма относилась к каждому человеку с полным, сострадательным принятием.
Можем ли мы с таким же принятием относиться к возникающим в нас эмоциям? Можем ли мы воспринимать наши эмоциональные состояния как гостей, к которым нужно относиться с добротой? Можем ли мы просто позволить гневу и другим эмоциям возникать и уходить, не реагируя вредоносным образом?
“В повседневной жизни случается много нежелательных ситуаций”, – говорила Дипа Ма. “Иногда я испытываю раздражение, но мой ум остаётся спокойным. Раздражение приходит и уходит. Мой ум это не беспокоит. Гнев – это огонь. Но я не чувствую никакого жара. Он приходит и тут же угасает”.
Пример Дипа Ма вдохновляет, но разве не бывает случаев, когда гнев может быть уместен? Разве нет хотя бы некоторых ситуаций, когда он оправдан? Для Дипа Ма ответ был прост: нет, гнев никогда не оправдан. И она нашла способ жить без него.
Сильвия Бурштейн, которая принимала Дипа Ма в своем калифорнийском доме в 1980 году, рассказала, что её муж однажды усомнился по этому поводу. “Дипа Ма говорила о важности сохранения спокойствия, уравновешенности и отсутствия агрессии, и мой муж спросил её: “А если бы кто-то подверг опасности вашего внука Риши, угрожал ему?”. “Конечно, я бы остановила его, – ответила Дипа Ма, – но без гнева”.
Урок седьмой
Получайте удовольствие на пути
“Я вполне счастлива. Если будете медитировать, вы тоже будете счастливы.”
Джек Энглер спросил Дипа Ма о месте радости, удовольствия в буддийской практике. “Всё это звучит очень серо”, – сказал он. “Избавление от страсти, избавление от гнева, избавление от желаний. Это кажется каким-то серым существованием. Где же весь сок?”
“О, вы не понимаете!” – Дипа Ма разразилась смехом. “В обычной жизни так много одинаковости. Мы всегда воспринимаем всё через одни и те же линзы. Когда жадность, ненависть и заблуждение уходят, вы видите всё свежим и новым. Каждый момент – новый. Раньше жизнь была тусклой. Теперь же каждый день, каждый момент наполнен вкусом и неповторимостью”.
Эрик Колвиг вспоминает групповое интервью, в котором игривость Дипа Ма выразилась в незабываемом образе. “Внук Дипа Ма расстроился из-за чего-то на кухне. Он дал знать об этом всему миру своенравным способом, характерным для двухлетних детей и диктаторов. Она позвала его на диван, где положила его лицом вниз на свои колени и утешала его, поглаживая по спине и похлопывая – благословение, соответствующее возрасту. Рядом с ними лежал сине-жёлтый пластмассовый игрушечный грузовик. С глубокой безмятежностью, которая никогда не покидала её, Дипа Ма подняла игрушку, положила её вверх ногами на голову и продолжила излагать положение Дхармы, на котором остановилась. Она не снимала его до конца интервью. Именно такой я всегда буду помнить её: похлопывающей по попе умиротворённого ребёнка на своих коленях и рассуждающей о Дхарме с сине-жёлтым грузовиком на голове. Дипа Ма была великим духовным воином, величайшим из всех, кого я знал. На её голове этот игрушечный грузовик стал благородным шлемом воина. Я говорю это только наполовину в шутку”.
Урок восьмой
Упрощайте
“Живите просто. Простая жизнь хороша для всего. Слишком много роскоши мешает практике.”
Несмотря на то, что Дипа Ма и её семья жили в двух крошечных комнатах, большинство посетителей воспринимали эти комнаты как обширные и наполненные светом. Один из учеников заметил, что в то время как мы на западе считаем, что нам нужно много физического пространства, у Дипа Ма было огромное психическое пространство.
Во всех отношениях Дипа Ма жила в величайшей простоте. Она воздерживалась от общения. Она не вступала в излишние разговоры. Она не вмешивалась в проблемы других людей, особенно в жалобы. Она придерживалась принципа и наставляла в этом учеников – жить честно и никогда не обвинять других.
Часто Дипа Ма просто покоилась в тишине. “Когда я остаюсь одна, я всегда обращаю свой ум вовнутрь”, – говорила она. Она не тратила время на ненужные в её жизни занятия.
Так же, как в медитации мы практикуем полное внимание к одной вещи за раз, Дипа Ма делала каждую вещь полностью, не заботясь о следующей. “Мысли о прошлом и будущем”, – сказала она, – “портят ваше время”. Что бы она ни делала, она полностью присутствовала, с лёгкостью, покоем и простотой. Дипа Ма призывала своих американских учеников умерить свои материальные потребности. Войдя в один дом, она воскликнула: “Зачем так много вещей? Зачем так много пар обуви? Зачем десять коробок чая? Зачем? Накопление вещей только увеличивает желание. Вы не найдете никакого удовольствия в избытке”.
Урок девятый
Культивируйте дух благословения
“Если вы благословляете окружающих вас людей, это вдохновит вас быть внимательным в каждый момент.”
Дипа Ма сделала свою жизнь одним сплошным благословением. Она благословляла всех. Она благословляла людей с головы до ног, дула на них, читала над ними песнопения, гладила их волосы.
Дипа Ма предложила ученику, который был пилотом авиакомпании, посылать любовь и благословения своим пассажирам и коллегам, пока он управляет самолётом. Она сказала, что это сделает его более бдительным и сделает всех счастливыми. Её благословения не были предназначены только для людей. Перед посадкой в самолёт она благословляла и его. Поездка в автомобиле давала возможность благословить не только машину, но и водителя, и тех, кто заправлял бензин.
На одном из своих самых первых учений в Америке Дипа Ма сказала: “Медитация – это любовь”. Её дух благословения в течение всего дня был живым примером этого учения. Она напоминала нам, что истинная медитация – это о том, как мы заботимся о себе и о мире; и что в конечном итоге медитация – это непрерывное движение любви, которая, как и одно из благословений Дип Ма, охватывает всех и вся.
Урок десятый
Это циклический путь
“Медитация интегрирует всю личность.”
Буддисты метафорически говорят об “уходе из мира” и “возвращении в мир”, но на самом деле нет ни ухода из мира, ни возвращения в него. Мы не можем уйти или вернуться к своей сущности, к истине нашего существа, потому что она есть и всегда была прямо здесь, сокрытая лишь тонкой плёнкой неведения. Вы не открываете её; скорее вы позволяете ей проявиться, выйти из облака незнания, которое вас окружает. Увидеть свою истинную природу означает осознать, что вы неразрывно связаны со всеми и всем живым, что вы действительно ответственны за всё, что происходит в мире.
Красота духовного путешествия заключается в том, что путь неизменно возвращает нас к исходной точке. Когда Дипа Ма страдала от бездетности, её муж мудро предложил ей принять всех как своих собственных детей. Но в те трудные дни, прежде чем она встретила учение, которое изменит её жизнь, она была охвачена печалью о том, чего ей не хватало, пытаясь “заполнить дыру”. К концу своей жизни Дипа Ма действительно стала матерью для всех. Вместо той дыры, которую нужно было заполнить, было только сердце, открытое для всех.
—
Источник: “Dipa Ma: The Life and Legacy of a Buddhist Master” by Amy Schmidt
Перевод: Евгений Касатка и ИИ.
Смотрите также:
- Сайт, посвящённый Дипа Ма (на английском)
- Переводы Лобсанга Тенпы:
- Глубокое интервью с Дзэн-Мастером Бон Шим – ещё один пример женщины-мастера, совмещающей мощную практику с повседневной жизнью и материнством.
Добавить комментарий