Мипам Ринпоче. Глубокие наставления по шаматхе

Я простираюсь перед Манджушри!

Достоинства практики вкратце

Если сосредоточить ум [на самом уме], вы достигните шаматхи, и прозрение (випашьяна) в природу вещей постепенно придёт.

Наставления

Направьте своё обычное осознавание – яркое, ясное, открытое и блистающее – в пустой центр вашего сердца и позвольте ему покоиться; это то, что подразумевается под обращением ума на самого себя, и в этом опыте нет ничего, на чём можно было бы сосредоточиться.

Если ум существует, он должен быть найден в теле; но его не найти – ни в сердце, ни где-либо ещё.

Когда мысли неистовствуют, обратитесь к их источнику и оставайтесь там с мягкой безмятежностью.

Нет необходимости искать ум; просто расслабьтесь и пребывайте там, где оказались. Также нет необходимости исследовать, есть ли “место”, где можно пребывать – просто пребывайте внутри ума.

Совершенно нормально просто расслабиться, как если б вы готовились ко сну. Это и есть метод пребывания; всё остальное не нужно.

Подобно тому, как сияние солнечного света увеличивается, когда он преломляется и отражается от бурных вод, эмоции и мысли множатся в возбуждённом уме; попытки остановить мысли просто не сработают. Однако когда вода больше не баламутится, а покоится, отражение лучей света уменьшится. Точно также позвольте уму, который является источником, безмятежно покоиться без ментального возбуждения.

Не упускайте этот опыт, используйте непрерывный поток памятования и бдительности, чтобы оставаться в естественной [пустой-ясной] безмятежности ума – сосредоточенной и свежей.

Если возникнет переживание пустоты (бессодержательности, blankness), расслабьтесь в её естественной безмятежности. Если возникнет переживание интенсивной ясности, расслабьтесь в её естественной безмятежности. Если возникнет переживание разбушевавшегося ума, порождающего множество мыслей, расслабьтесь в его естественной безмятежности. В обнажённом, непосредственном переживании чего бы то ни было, просто расслабьтесь, что бы ни возникало.

Когда возникают эти переживания пустоты, ясности и мысли, осознайте их, но не следуйте и не гонитесь за ними. Просто покойтесь в пространстве, что является распознаванием их природы. С практикой это [распознавание] будет длиться всё дольше и дольше. Позвольте любому анализу или грубому мышлению успокоиться самому по себе.

Иногда ум может быть притуплённым и лишённым всякого движения [мысли]. Развейте эту сонливость и просто покойтесь. В других случаях ум может быть полным движения, порождая всевозможные мысли. В такие моменты, поскольку движения это не что иное, как сам ум, всмотритесь в его природу и расслабьтесь.

Не пытайтесь продлить опыт, следующий за движением, но оставайтесь непреклонными. Мысли естественным образом утихнут, и вы увидите, что возбуждение, спокойствие или даже сильные чувства и эмоции все находятся на поверхности ума – расслабьтесь в его глубины.

Поместить ум в сердце или просто позволить уму быть – это, по сути, одно и то же. Главное – расслабить ум. Когда ум осознан, узлы мыслей развяжутся сами собой. [Как змея может расслабить узлы своего тела, ни на кого не полагаясь, так и ум, когда его оставляют в покое, освобождается сам по себе].

Недостатки постоянного пребывания под влиянием дискурсивного мышления

Дискурсивным мыслям нет конца; они не исчезнут сами по себе. При всём своём многообразии и количестве они не приносят плодов или пользы. Они не могут положить конец негативным состояниям ума или страданиям. [Если вы хотите избавиться от страданий, вы должны избавиться от соответствующих причин].

Для этого вы должны осознать недостатки дискурсивного мышления и эмоций. С незапамятных времён вы находитесь под контролем этих мыслей и, как следствие, не приобрели никаких достойных качеств.

Откажитесь от привязанности к таким мыслям и сделайте всё возможное, чтобы культивировать неподвижность ума.

Преимущества, возникающие в результате преодоления дискурсивного мышления

Если вы сможете это сделать, вы обретёте множество качеств, таких как сосредоточение и [незагрязнённое] ясновидение. Вы обретёте силу пребывать в естественном состоянии и обретёте высшее блаженство.

Причины прилагать большие усилия к практике

С этим пониманием недостатков и преимуществ и обретя определённый контроль над умом, продолжайте практиковать с неослабевающим усердием, пока не достигнете безмятежного пребывания (шаматхи, calm abiding). [Где вы прошли через медитативные переживания движения, достижения, освоения, стабильности и предельного опыта и достигли самадхи пика самсары].

Благодаря освоению этого метода медитации движущаяся энергия/ветер активности [которая порождает так много мыслей] соберётся в вашем сердце и войдёт в центральный канал. Дикие необузданные мысли постепенно умиротворятся, и ваш ум станет крайне податливым и позитивным.

[Ветер активности – движение тонкой энергии/ветра внутри тела – естественным образом растворится в центральном канале. В результате этого всадник этой энергии, дискурсивная мысль, лишится своей опоры и естественным образом растворится в пустотности/осознавании, и вы останетесь без мыслей. Дискурсивные мысли будут успокоены, и вы будете пребывать в открытой светоносности их отсутствия].

Насколько глубоким и одновременно простым является этот метод медитации

Даже без других методов введения гуру, эти сущностные наставления ума, покоящегося на самом себе, предлагают простой способ успокоить ум, который не имеет никаких опасностей, связанных с силовым манипулированием энергией.

Если вы можете просто направить ум на себя таким образом, эффективное сосредоточение будет достигнуто быстро и без особых трудностей. В этом методе нет необходимости медитировать на тонкие бинду/капли в сердце, на слоги, на любые образы и формы. Также нет необходимости в манипуляции дыханием.

Самый глубокий метод безмятежного пребывания (шаматхи) – просто созерцать природу своего ума и покоиться в ней, и поддерживать её непрерывность памятованием.

Краткое изложение ключевых пунктов: Как безмятежное пребывание естественным образом приводит к прозрению

Сначала, расслабьтесь в тишине и дайте уму успокоиться. Затем позвольте уму смотреть внутрь себя. Подобно тому, как смотреть в пространство, где нечего наблюдать, дискурсивные и негативные мысли естественным образом освободятся сами собой.

Тогда тайна ума – дхармата, союз пустотности [воззрения Мадхьямаки, предмета вращения второго колеса Дхармы] и ясности [предмета третьего вращения колеса Дхармы и Мантры, Природа Будды] – возникнет естественным образом.

И, через благословения реализации совершенного квалифицированного мастера, его/её линии и вашей совершенной преданности, возникнет опыт пустотной ясности великого Естественного Состояния – спонтанной самовозникающей мудрости, сущности Светоносного Великого Совершенства.

Написано Мипамом в третьей части шестого дня второго месяца в год Огненной Лошади.


Перевод с тибетского: Шон Прайс. Заголовки были добавлены Кхен Ринпоче Еше Гьялценом для большей ясности.

Источник: Lotsawa House.
Перевод с английского: Евгений Касатка и ИИ.

Смотрите также:
Дуджом Ринпоче. Игра мысли


Поделиться:

Добавить комментарий