Практика в трудные времена

Мой друг из Харькова, находясь под обстрелами, когда взрывы были слышны на фоне в его аудиосообщениях, писал мне:
— В такие моменты понимаешь, что главное – еда и вода, а всё остальное хуйня.

Поэтому этот текст не адресован тем, кто находится в непосредственной ситуации войны и других тяжелых испытаний. Я и представить не могу, через что приходится проходить этим людям, и тем более не в том положении, чтоб сыпать какими-то текстами и поучительными цитатами.

Всё же неуверенно я решился спросить моего друга, практикующего дзэн-буддиста:
— Еда, вода… и медитация?
— Да, и медитация, – согласился он.

По сравнению с тем ужасом, что выпал на долю многих, о переменах в моей жизни и говорить не стоит. И тем не менее, как и многих, война потрясла меня, напомнив о том, о чём я вроде бы и помнил, но на самом деле не очень. Кажется, что мир сошёл с ума, что с миром что-то не так. Но с миром как раз всё так. В помутнении рассудка комфортной жизнью я совсем забыл, что страдание – природа самсары. И рано или поздно в той или иной форме это коснётся каждого. Война, разрушения, смерти, страдания не появились вдруг из ниоткуда. Они всегда были. Просто они были где-то далеко. Где-то в Африке и на Ближнем Востоке. Теперь же Арес пришёл и к нам.

В тюрьме Кхенпо Мюнсел Ринпоче учил меня: «Степень твоей реализации станет понятной, когда ты столкнешься с трудными обстоятельствами. Ты не узнаешь её, пока все хорошо». Когда вы оказываетесь в неприятной ситуации — только тогда вы узнаете уровень своей практики.

Гарчен Ринпоче

Лама Алан Уоллес сказал, что пришло время практики лоджонга, тренировки ума. Частью этой практики является принятие невзгод в качестве пути. Дзэн-мастер Сунг Сан говорил:

Плохая ситуация – это хорошая ситуация.

Хорошая для практики Дхармы, имеется ввиду. В некоторые периоды эмоциональный накал событий достигает такого уровня, что это похоже на какой-то бэд-трип, выворачивающий меня наизнанку и искрящий тяжелыми инсайтами. Когда, как не в нынешние времена так очевидны истины дукхи и аниччи, страдания и непостоянства? Без нужды в медитациях 4 мысли спонтанно возникают в уме. Недавно попалась цитата, что если человек не переживёт войны, то не поймёт, насколько хорошо он жил до неё. Какая хорошая была ситуация! И каким неустойчивым всё оказалось! Оно было таким всё это время.

Усыплённый кажущейся стабильностью, сколько времени я потратил впустую! Чем я вообще занимался, когда надо было, не теряя ни одной драгоценной секунды, развивать добродетель и сидеть медитации, пока жопа не треснет, как завещал Миларепа. Теперь так ясно, что нет ничего иного, в чём я мог бы найти опору в этом мире. Всё о чём учили и предупреждали будды, бодхисаттвы, учителя – всё правда!

Как очевидна важность и необходимость любви, доброты, сострадания, альтруизма, щедрости… – всех безмерных и парамит. Какое уважение вызывает видеть эти качества в людях сейчас. Как никогда понимаешь важность нравственности, шилы. Острей осознаётся, с каким грязным умом мне придётся покинуть этот мир, если внезапно наступит смерть, что может случиться гораздо раньше, чем я рассчитывал. Как ценен высокий уровень стабильности и ясности ума! Как актуальна мудрость, праджня! Какое из учений Будды ни возьми – всё уместно сейчас и всегда.

Чего делать не нужно

Помимо упомянутого Ареса, я ужаснулся, увидев, на что способна Эрида, разделяющая людей. Вот чего делать не стоит, так это подпадать под её чудовищно мощное влияние и подливать масла в огонь взаимной ненависти.

Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.

Дхаммапада

Ещё от Кхенпо Мюнсела:

В момент гнева вместо того, чтобы смотреть на человека или на то, что тебя разозлило, посмотри на сам гнев. Медитируй. Ты знаешь природу ума, знаешь, как медитировать на ней. Поэтому когда возникает гнев, осознай, что “я” и “другой” не существуют и не разделены. Дуалистическое восприятие себя и другого – это заблуждение.

Как-то мне попалась картинка:

Самсара – видеть ошибку в других. Тилопа

Не знаю, правда ли это говорил Тилопа. Но, насколько я понимаю, как бы всё не выглядело во внешней интерсубъективной реальности, в конце концов каждый имеет дело со своими собственными видимостями, со своей собственной кармой. И от того, как мы реагируем на мир сейчас, зависит, какие плоды каждый из нас лично будет пожинать.

Все феномены – это всего лишь видимости, возникающие из взаимозависимых событий, и не более того. Нет ничего, что было бы истинно существующим с собственной стороны.
…Живые существа испытывают то, что они сами на себя навлекли, подобно пауку, попавшему в собственную паутину.

Дуджом Лингпа “Ваджрная сущность”

В Вималакирти Нирдеша Сутре Шарипутра, видя многочисленные изъяны этого мира, усомнился в чистоте чистой земли Будды Шакьямуни, нашего мира. На что Будда сказал ему:

Из-за своей слепоты люди не видят внушительного величия чистой земли Татхагаты; это не вина Татхагаты. Шарипутра, эта моя земля чиста, но ты не видишь её чистоты… Эта моя Просветлённая Земля всегда чиста, но кажется загрязнённой, чтобы я мог вести людей низкой духовности к Освобождению.

Для тантрика – всё благословения Гуру. Для дзогченпы – всё Нирманакая.

Так что, лучше практиковать, например, тонглен…

Полезные материалы

Всегда актуально

Практики

Психология

Если есть какие-то тексты и материалы, которые помогают вам или кажутся особо уместными – напишите, пожалуйста, в комментариях.

Дана

В поисковике можно найти фонды, помогающие жертвам войны с обеих сторон. Благотворительность – это сила.

Пусть быстрее кончится эта война и все войны! Пусть люди и все чувствующие существа перестанут страдать! Пусть все достигнут освобождения!


Поделиться:

Добавить комментарий