Прогулка, медитация и беседа с монахом в храме в Унаватуне на Шри-Ланке

Я родился и живу в Геленджике, поэтому купаться в море это не что-то особенное для меня, обычно мне вообще лень. Ну и, находясь здесь в Унаватуне на Шри-Ланке уже почти месяц, сегодня мы наконец-то решили сходить искупаться в океане просто ради приличия, не то чтобы очень хотелось. Хотя в итоге было очень даже неплохо.

На обратном пути мы случайно заплутали, пойдя не той дорогой, и вдали увидели буддийский храм, о котором я не знал, потому что он, как оказалось, не отмечен на maps.me. Мы заходим почти во все храмы, что попадаются, и в этот решили зайти.

На территории, как часто бывает, было тихо и пусто. И вот мы увидели пожилого монаха, отдыхающего в кресле. Я окликнул его:

– Здравствуйте!
– Чем вам помочь?
– Э… ну у вас тут есть зал с Буддой? Хотели поклониться…
– Вы? – он немного удивился и осмотрел нас: девушка с мокрыми волосами в мокрой футболке, пацанчик в пляжных шортиках выше колен, в кепочке, с большим пузом. Чисто туристы. Ещё пивасика в руке не хватало.
– Ну да, бханте, мы в теме: Намо тасса бхагавато арахато самма самбуддаса – произнёс я на пали слова выражения почтения Благословенному.
– О! Ты это знаешь? А вот это?.. – и он произнёс какую-то молитву, тоже на пали, которую я не знал.
– Нет, этого не знаю. Но зато знаю это: Буддам Саранам Гаччами… – я процитировал строки прибежища.
– О! Надо же! Проходите!

Досточтимый усадил нас на стулья, и мы рассказали о себе. В том числе сказали, что любим практиковать медитацию. Тогда монах сказал:

– Я вам всё покажу, а потом вы можете помедитировать в нашем Будда-холле или у дерева Бодхи.

Вообще, мы не планировали медитировать, просто ж мимо проходили. Ну ладно, почему бы и нет. Пожилой монах, медленно шагая, повёл нас показывать храм. Довольно большая территория и тишина, не смотря на близость к туристической набережной. По пути я спросил его:

– Сколько монахов здесь живёт?
– Всего двое.

Нынче такое встречается всё чаще. Иногда кажется, что скоро храмов будет больше чем монахов.

– А как часто к вам приходят практикующие?
– Давно никого не было. Вы первые в этом году.

Он завёл нас в главный зал. Стены его были расписаны историями из жизни Будды и из его прошлых воплощений: рождение, просветление, первая проповедь и т.д. Монах останавливался у каждого изображения и рассказывал нам, что именно там отображено. А я то и дело пытался выпендриться и дополнить его историю, чтоб показать, что “это я знаю, и это тоже, и это я тоже знаю.”

Да, потом я ещё спросил, как можно сделать подношение, и он указал на ящик для подношений. Я достал побольше денег и положил так, чтобы видел монах. Если бы монах не видел, я бы наверняка положил в несколько раз меньше. Эх, Касатка, понторез.

Там, кстати, были и индуистские и махаянские изображения.

Затем он повёл нас к дереву Бодхи, которое вырастили из ростка того самого дерева Бодхи. Впрочем, такое дерево встречается во многих храмах.

На нём сидело много обезьян. Монах начал их мягко прогонять, они его слушались и потихоньку уходили. Но я решил помочь, поторопить их, подумав, что тут нужна молодая агрессивная энергия, и, побежав в сторону обезьян, вскинул руки и начал на них орать. Но на удивление они наоборот остановились, повернулись ко мне, уставились, нисколечко не боясь. Даже наоборот, мол, “а ты не попутал, братан?”

– Не надо, не надо! – сказал мне Досточтимый, – Они так могут напасть.

Это ж надо так! Женя – быдло, только приехал, и уже чуть не отхватил от обезьян за неприличное поведение.

Мы с Алёной трижды обошли ступу. А затем монах отвёл нас обратно в Будда-холл, чтобы мы помедитировали. Он показал нам, где взять циновку для сидения. Мы уселись, он взял стульчик и сел перед нами:

– Я дам вам инструкции по медитации. Вы можете посидеть саматху, если хотите, но я дам вам инструкции по практике метты, любящей-доброты. Медитируйте на фразы: “Пусть у меня будет счастливая жизнь. Пусть у меня будет хорошее здоровье. Пусть у меня будет счастливое будущее.” Пожелание счастья самому себе – это первый шаг. Это очень важно. Ведь обладая этим телом, вы можете приносить пользу другим. Следующим шагом будет пожелание счастья другим. Но этому я научу вас в следующий раз.

И он оставил нас. Вместо него зашла старая очень больная собака и стала за нами наблюдать. Мы помедитировали около получаса. Было очень даже мило.

Затем мы пошли искать Досточтимого, чтоб задать пару вопросов.

– Бханте! Бханте! – я ходил по всему храму и звал его, зашёл даже в жилище монаха. Но его нигде не было. На всей территории не было никого кроме нас, собак, белок и обезьян.

“Вау! Ничего себе! Неужели нам так повезло, и это был не настоящий монах, а божество в форме монаха, который открыл нам храм и… а не, вот он.” Досточтимый просто куда-то ненадолго отходил.

– Бханте, мы же даже не спросили, как вас зовут?
– Досточтимый Тальпэ Арьяджоти Тхеро. Джоти означает сияющий, арья значит благородный. В общем, я сияющий! – сказал он и улыбнулся.

– А сколько лет вы монах?
– Оу… Очень долго! 60 лет! Я монах с 15 лет. Сейчас мне 75.
– Марай! – сказала Алёна на сингальском, что значит “Здорово!”.
– Да, марай! Ха-ха! – монах обрадовался, услышав слово на своём языке.

– Сложно ли достичь джаны? – решил я спросить сразу в лоб, чё сиськи мять.
– Жаны?…
– Не-не, джаны, самадхи.
– А, джаны! – он понял, что не ослышался, – Я сам не достиг джаны. Джана – это хорошо. Я надеюсь достичь джаны когда-нибудь. Я медитирую с утра и вечером. И больше времени на медитацию у меня нет. Я монах в этой местности, и у меня много работы.

– А вы знаете монахов, которые достигли джаны?
– Есть монахи, которые достигают джан. Но они живут в лесу. Я сельский монах. Я помогаю местным, сельским людям.
– Да, понимаю. Проводите ритуалы, даёте наставления и так далее?
– Да, да! У меня не хватает времени на медитацию. Но лесные монахи могут достигать джан, потому что всё что они делают, это практикуют медитацию. Если долгое время удерживать в уме один объект, то можно достичь джаны. Когда вы в джане, ум не направлен вовне, но только на одну вещь. Монахи, достигающие джан, сидят в лесу и не приходят к нам в деревню. Потому что тут появляется много отвлечений, и достичь джаны становится сложно.

– Много монахов на Шри-Ланке достигают джан?
– Нет, мало. Потому что монахов сейчас вообще мало. В наше время людям не очень нравится монашеская жизнь, они предпочитают мирскую. А некоторым нравится. Например, мне. Есть монахи, которые живут в сельских монастырях и поддерживают сельских людей. У меня есть воскресная школа, также иногда я преподаю в государственной школе. Я очень занятой!

Мы поблагодарили монаха и попрощались. Он сказал нам, чтоб мы заходили ещё. И уже когда мы были у ворот он опять позвал нас:

– Вы уже обедали?
– Нет.

Немного ранее пришёл его помощник мирянин. Монах попросил его принести нам еды. Они угостили нас фруктовым пирогом, бананами и чаем.

– Эти бананы растут здесь – на территории храма! Они хорошие, натуральные, без химических добавок. Ешьте, ешьте! Ешьте ещё!

Вообще, нам кушать совсем не хотелось. Было даже тяжеловато. Но я процедил сквозь зубы супруге: “Алёна, раз монах сказал, придётся есть. Собери волю в кулак и ешь!” – и мы ели, ели и ели.

Он рассказал, что у него тут есть неподалёку ещё один храм, прямо на пляже. Мы как раз ходили в тот храм в Новогоднюю ночь. Досточтимый сказал, что в тот храм часто приходят миряне, чтоб получить от него благословение.

– Кстати, я и вас могу благословить! Это очень важно, чтоб защитить ваши жизни.
– О, ну давайте.
– Только сначала поешьте. Ешьте, ешьте! Как вам пирог?
– Расай! – вкусно, сказала Алёна на сингальском. Монах опять был очень рад её знаниям местного языка.
– Вы ешьте! Это хорошо для меня, монаха, что я угостил вас. Я стараюсь делать благо для других. И это помогает моей медитации метты, любящей-доброты. Иногда, когда я много помогаю людям, потом я чувствую, как это помогает моей медитации.

В этот момент из домика вышел помощник-мирянин. Я спросил его:

– А вы медитируете?
– Ну да, 10 минут в день.
– А почему не пару часов?
– Неее, 10 минут и хватит! Ха-ха! Работать, убираться, помогать в храме – тоже медитация.
– О, да, в дзэн это называют практикой работы.

– А это место затронуло цунами 2004 года? – спросила Алёна.

Алёна постоянно говорит о землетрясениях и цунами. Я даже иногда злюсь на неё: “Господи! Да опять ты со своими вонючими цунами?! Вечно ты вставляешь эти цунами, куда ни попадя!” Но в этот раз вопрос был в тему:

– Да! В тот день одна женщина пришла попросить меня провести один ритуал. И после этого я поднялся наверх к дереву Бодхи. (Оно находится на возвышении.) И как раз в это время пришло цунами! Здесь внизу всё затопило. Я оставил открытой дверь в дом, и там всё затопило. Но сам я был в порядке! Дэвы, божества, защитили меня и спасли мне жизнь!

Это как раз к трём моим предыдущим постам (тут, тут и тут). Монах добавил:

– Если ежедневно создавать благую карму и практиковать медитацию, то дэвы будут охранять вас.

После этого монах провёл для нас ритуал благословения и мы пошли домой с хорошим настроением.

Храм называется Amarasingharamaya. Google Map.


Поделиться:

4 ответа

  1. Это волшебно! Я будто побывал там и помедетировал.
    Самоироничный стиль рассказчика огонь .
    Пообщаться со старым монахом – будто встретиться с архатом времён самого Будды.

    1. Спасибо вам за отзыв! :-)

  2. А какой это храм? Это в районе Тартл бич?

    1. Храм Amarasingharamaya. Возле главного пляжа Унаватуны, не знаю как называется пляж. Добавил ссылку на расположение на гугл-карте в конце поста.

Добавить комментарий