Кен Уилбер. Стадии медитации

В этой статье Кен Уилбер предлагает вашему вниманию подробное описание каждой из основных стадий практики медитации – начиная с психического поглощения (psychic absorption), к тонкой светоносности (subtle illumination), далее к причинной трансцендентности (casual transcendence), заканчивая стадией предельного недвойственного единения Формы и Пустоты.

Вопрос: Не могли бы вы описать переживания некоторых стадий медитации. Но сначала расскажите о самой медитации: какие бывают типы и как они работают?

Кен Уилбер: Среди исследователей принято разделять медитацию на две обширные категории: медитация сосредоточения (concentration meditation) и медитация открытого осознавания или прозрения (awareness/insight meditation). Например, представим себе, что вы смотрите на стену с сотнями нарисованных точек на ней. В медитации сосредоточения вы смотрите только на одну точку, и вы смотрите на неё настолько пристально, что даже не видите других точек. Это развивает силу вашего сосредоточения. В практике открытого осознавания, или медитации прозрения, вы пытаетесь осознавать все точки, какие только можете. Это увеличивает вашу чувствительность, осознанность и мудрость.

В медитации сосредоточения вы направляете свое внимание на один объект – камень, пламя свечи, ваше дыхание, мантру, сердечную молитву и тому подобное. Интенсивно концентрируясь на одном объекте, вы, как субъект, постепенно отождествляетесь с объектом. Вы начинаете отсекать субъектно-объектный дуализм, который является основной всего страдания и иллюзии. Постепенно всё более высокие сферы реальности, которые ведут к предельному или недвойственному измерению, становятся для вас явными. Вы выходите за пределы вашей повседневной самости или эго и обнаруживаете более высокие и тонкие измерения реальности – духовные и трансцендентные.

Однако, этот метод достижения высоких измерений является, так сказать, методом грубой силы. И хотя медитация сосредоточения очень важна, сама по себе она не вырывает с корнем наши тенденции к созданию дуализма. Фактически она просто игнорирует эти тенденции, она старается обойти их. Она фокусируется на одной точке и игнорирует все остальные. Медитация сосредоточения определенно может показать нам некоторые из более высоких сфер, однако она не может закрепить нас в этих областях надолго. Для этого вам надо посмотреть на все точки. Вы должны исследовать весь опыт с помощью беспристрастной, не выносящей суждений, невозмутимой и кристально ясной осознанностью.

В: И это и есть медитация открытого осознавания или медитация прозрения?

КУ: Да, всё верно. Буддисты называют медитацию сосредоточения – “шаматха”, а медитацию прозрения – “випассана”, или дхьяна и праджня. Первая ведет к самадхи, или однонаправленной концентрации, другая к сатори, или трансцендентной осознанности или мудрости.

Суть любой из медитативных практик – в том числе и визуализаций, работы с коаном, созерцательной молитвы, и тому подобное, – в том, что они делают две важные вещи. Во-первых, они помогают успокоить дискурсивное мышление, рационально-экзистенциальный ум, который постоянно думает, разговаривает сам с собой всё время и склонен к накладыванию словесных ярлыков на все объекты. Медитация помогает успокоить этот “ум-обезьяну”. И как только этот “ум-обезьяна” немного успокаивается, более тонкие и высокие измерения сознания проявляются, такие как: психическое, тонкое, каузальное (причинное) и предельное или недвойственное. Это суть подлинной медитации. Это путь к эволюции, к нашему росту и развитию.

ПСИХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В: Не могли бы вы описать ступени медитации и то, как они переживаются? Что происходит на каждой из стадий?

КУ: Когда вы практикуете медитацию, первое, что вы осознаете, это то, что над вашим умом (да и над всей вашей жизнью, раз на то пошло) властвует словесная болтовня, в значительной степени неосознанная. Вы постоянно разговариваете сами с собой. Начиная медитировать многие люди бывают ошеломлены тем, как много мусора проходит через их осознавание. Они обнаруживают, что мысли, образы, фантазии, понятия, идеи, концепции фактически полностью занимают их сознание. Они начинают понимать, что все эти идеи и концепции оказывают гораздо большее влияние на их жизнь, чем им казалось ранее.

Начальный опыт медитации можно сравнить с походом в кино. Вы сидите и наблюдаете весь этот парад из фантазий и концепций в вашем сознавании. Но вся суть здесь как раз и есть в том, что вы наконец-то становитесь осознающим их. Вы смотрите на них беспристрастно и без суждений. Вы просто смотрите, как они проходят мимо, так же как если бы наблюдали за облаками, проплывающими в небе. Они приходят, они уходят. Ни осуждения, ни похвалы, никакого суждения – только чистое свидетельствование. Если вы начинаете оценивать ваши мысли, если вы пойманы ими, то вы не можете выйти за их пределы. Вы не можете обнаружить более высокого или более тонкого измерения вашего бытия. Итак, вы сидите в медитации и просто свидетельствуете всё происходящее в вашем уме. Вы позволяете делать “уму-обезьяне” всё что ему вздумается, а сами просто наблюдаете.

И происходит вот что… По той причине, что вы беспристрастно свидетельствуете все эти мысли, фантазии, понятия и образы, вы постепенно становитесь свободными от их бессознательного влияния. Вы смотрите на них, потому не смотрите на мир через них. Поэтому вы становитесь в какой-то мере свободными от этих мыслей, понятий и образов. Вы также становитесь свободны от ощущения отдельной самости, которая зависит от них. Другими словами, вы постепенно становитесь свободными от эго. Это начальное духовное измерение, в котором обычное эго “умирает”, и более высокие структуры сознания пробуждаются. Ваше чувство самоотождествления естественным образом начинает расширяться и охватывать весь космос, или всю природу. Вы поднимаетесь над изолированными умом и телом, что может включать в себя нахождение большей тождественности, например, с природой или космосом – “космическое сознание”, как это называет R. M. Bucke. Это очень конкретный опыт, который ни с чем нельзя спутать.

И, мне даже не обязательно это говорить вам, этот опыт необычайно освобождающий! Это начало трансценденции, нахождения вашего пути домой. Вы осознаете, что вы одно с тканью вселенной, вечно. Ваш страх смерти начинает утихать, и вы начинаете ощутимо чувствовать открытую и очевидную, прозрачную природу вашей собственной бытийности.

Чувства благодарности и преданности возникают в вас – преданности Духу в форме Христа, или Будды, или Кришны; или преданности к вашему духовному учителю, или просто преданности самой по себе, и обязательно преданности всем чувствующим существам. Обет бодхисаттвы в какой бы то ни было форме возникает из глубин вашего существа очень мощным образом. Вы понимаете, что вы просто обязаны делать что можете, чтобы помочь всем чувствующим существам, по той причине, как говорил Шопенгауэр, что вы осознаете, что все мы являемся частями одной и той же Сущности, или Духа, или Абсолюта. Всё это становится очевидным, таким же очевидным, как дождь стучащий по крыше. Этот опыт реальный и вполне определённый.

ТОНКИЙ УРОВЕНЬ

В: Что насчет следующего, тонкого уровня?

КУ: Как только ваше чувство самоотождествления начинает выходить за пределы изолированного и индивидуального тела-ума, вы начинаете интуитивно постигать Основу Бытия или Подлинное Божество, за пределами эго, вне любых мифических личностей бога, за пределами рационального сциентизма, или экзистенциальной отваги (existential bravery). Эта Божественная форма действительно может быть постигнута. Чем больше вы развиваетесь вне изолированного и экзистенциального тела-ума, тем больше вы развиваетесь по направлению к Духу, который, на тонком уровне часто воспринимается в качестве Формы Божества или архетипичной Сущности. Я подразумеваю под этим, например, вполне определённую ясность и яркость осознавания.

Суть в том, что вы видите что-то за пределами природы, за пределами экзистенциального, за пределами психики, и даже за пределами космической самотождественности. Вы начинаете видеть спрятанное или эзотерическое измерение, за пределами обычного космоса, измерение трансцендирующее природу. Вы видите Свет, и иногда этот Свет буквально сияет как тысячи солнц. Это переполняет вас, наделяет вас силой, наделяет энергией, преобразовывает вас, пропитывает вас. Это то, что исследователи называют “нуминозной” природой тонкого духа. Нуминозное и светоносное. Я считаю, что именно по этой причине святых повсеместно изображают с ореолом вокруг головы. Это в действительности то, что они видят. Божественный Свет. Моё любимое из Данте:

Я увидал, объят Высоким Светом
И в ясную глубинность погружен,
Три равноемких круга, разных цветом.

Один другим, казалось, отражен,
Как бы Ирида от Ириды встала;
А третий – пламень, и от них рожден.

(Литературный перевод М. Лозинского.)

Дословный перевод с английской версии:

Я закрепил свой взор на Вечном Свете и увидел в его глубине:
Связанные вместе любовью в одно,
Разбросанные листья всей вселенной.
В светящейся глубокой сущности того Возвышенного Света,
Увидел я три равновеликих круга трех цветов,
Второй, казалось, был отражением первого,
Как радуга от радуги,
А третий, казалось, был огнем, рожденным из первых двух.

Это не просто поэзия. Это практически математически точное описание одного из типов опыта тонкого уровня. Как бы то ни было, вы можете также испытать этот опыт на самом себе, как раскрытие вашей высшей самости, вашей души, Святого Духа. “Тот, кто знает себя, знает Бога”, – как говорил Св. Клемент.

В: Так на что же всё-таки похож этот опыт?

КУ: В действительности опыт может быть разным. Вот один пример: Скажем, вы идете по городу, смотрите на витрины магазинов. Разглядываете какой-то товар и неожиданно вы видите смутный образ перед вашими глазами, образ человека. Потом вы вдруг понимаете, что это ваше собственное отражение в витрине магазина. Вы неожиданно узнаете себя. Также и в переживании тонкого уровня вы узнаете Себя, свою высшую Самость. Вы неожиданно узнаете, кем вы являетесь. А являетесь вы яркой вспышкой Божественного. И в этом распознавании вы испытываете шок: “Ах вот оно что!”

Это очень определённая реализация, и обычно сопровождается большим количеством смеха или слез. Тонкая форма Божества или Свет или Высшая Самость – просто архетипы вашего собственного Бытия. Через медитативное развитие вы сталкиваетесь с Духом, со своей собственной сущностью. Она возникает как свет, или как существо света, как нада, как шабд, как ясность, нуминозность и т.п. А иногда она возникает как простое и ясное осознание того что есть. Очень просто, очень ясно. Это осознание всех точек на стене. Это простое осознавание того, что происходит из момента в момент, и поэтому это трансцендирует момент. Это трансцендирует этот мир, и начинает вкушать Божественное. Это довольно сакрально, но всё же может быть выражено. Это тонкое знакомство с Божественным, лицом к лицу. Вы в действительности становитесь частью Божественного, становитесь частью осознанности и мудрости Божественного. И это достигается практикой. Это может быть сделано. Это было сделано уже много раз.

ПРИЧИННЫЙ УРОВЕНЬ

В: Что насчет следующего уровня, причинного?

КУ: Вы сидите, просто свидетельствуя всё, что появляется в вашем уме или в вашем опыте присутствия в настоящем. Вы стараетесь свидетельствовать одновременно все точки на стене вашей осознанности. Если вы становитесь достаточно умелым в этом, в конце концов рациональные и экзистенциальные точки утихают и психические точки начинают появляться в фокусе вашего внимания. Затем, через некоторое время, вы углубляете вашу способность к свидетельствованию, и более тонкие объекты или точки начинают проявляться. Это включает в себя световые и звуковые иллюминации, тонкие божественные формы и т.п. Если вы продолжаете просто свидетельствовать – что позволяет вам разотождествиться с низкими и грубыми формами, и начать осознавать более высшие и тонкие формы, – то даже тонкие объекты или тонкие формы тоже перестают возникать. Вы вступаете в глубокую область непроявленного, которая испытывается как осенняя ночь с полной луной в небе. Это таинственная и прекрасная нуминозность, скорее “молчаливая” или “черная” нуминозность. Вы не можете ничего видеть, кроме некоторой серебристой наполненности, заполняющей пространство. Поскольку вы не видите никаких конкретных объектов, это также является разновидностью Радикальной Пустоты. Как говорится в дзэн, “останови звук этого потока”. Это состояние известно как шуньята, Облако Незнания, Божественное Неведение, радикальная мистерия, ниргуна (“внекачественный”) Брахман и т.п. Блестающая бесформенность, без объектов.

Становится очевидным, что вы абсолютно едины с этой Наполненностью, которая выходит за пределы всех миров и планов, и всех времен, и всей истории. Вы совершенно наполнены, и потому вы совершенно пусты. “Здесь есть всё и нет ничего”, сказал христианский мистик Боэций. Страх сменяется уверенностью. Это то кто вы есть до всех проявлений, до появления всех миров. Другими словами, это показывает кто или что вы есть вне времени, вне форм.

Это пример причинного уровня. Это джняна самадхи, или нирвикальпа самадхи и т.п. Душа или чувство отдельной сущности пропадает, и Бог, или отдельная Божественная форма, пропадает также, потому что оба – и душа и Бог – коллапсируют в бесформенную Божественность. И душа и Бог растворяются в Высшую Идентичность.

НЕДВОЙСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

В: Итак, остается недвойственный уровень.

КУ: В предыдущем причинном уровне вы настолько поглощены непроявленным измерением, что даже не замечаете проявленного мира. Вы обнаруживаете Пустоту, и потому вы игнорируете Форму. Но в предельном или недвойственном уровне вы интегрируете и то и другое. Вы видите, что Пустота возникает или проявляется как Форма, и что сутью Формы является не что иное как Пустота. Вы сами являетесь всем, что возникает. Все проявления возникают из момента в момент как игра Пустоты. Если причинный уровень был похож на освещенность лунной ночи, то это похоже на освещенность осеннего дня.

То что проявляется как плотные или твердые тела “снаружи” на самом деле прозрачные проявления вашей собственной Бытийности или Естьности. Они не являются тем, что скрывает Бога, а являются выражением Бога. Следовательно, они пустые в том смысле, что не являются загрязнением или препятствием. Они являются свободным выражением Божества. Как лаконично выражается традиция Махамудры: “Всё есть ум. Ум пустотен. Пустота есть свободное проявление. Свободное проявление есть самоосвобождение.”

Свобода, которую вы находите на причинном уровне – свобода Наполненности и Пустотности, – эта свобода распространяется на все вещи, даже на этот “падший” мир греха и самсары. Следовательно, все вещи становятся само-освобождающимися. И эта незаурядная свобода, или отсутствие ограничений, или тотальное освобождение – ясный яркий осенний день, – это и есть то, что вы переживаете на этой стадии. Но слово “переживание” на самом деле не подходит. Эта реализация в действительности является природой Духа за пределами любых переживаний. Переживания приходят и уходят. Они все имеют начало и конец во времени. Даже тончайшие переживания приходят и уходят. Все они замечательные, чудесные и необычные. И все они приходят и уходят.

Но это недвойственное состояние не является очередным переживанием. Это просто открытость или ясность в которой все переживания возникают и уходят. Это ясное осеннее небо, через которое проплывают облака. Это не очередное облако, не очередной опыт, не очередной объект, не очередное проявление. Эта реализация в действительности имеет свойство совершенной “без-опытности”, “не-переживания”, реализация совершенной тщетности любых попыток испытать освобождение. Все переживания совершенно теряют свой вкус – это просто проплывающие облака.

Вы не тот, кто испытал освобождение; вы просвет, открытость, пустота в которой появляются и уходят любые переживания, как отражения в зеркале. Вы и есть зеркало, ум-зеркало, а не проявляющееся отражение. Но вы не отделены от отражения, стоя поодаль и наблюдая. Вы есть всё что возникает из момента в момент. Вы можете проглотить весь космос за раз, настолько он мал, и вы можете попробовать на вкус всё небо, не пошевелив и пальцем.

Вот почему в Дзэн говорят, что вы не можете войти в Великое Самадхи: оно в действительности не что иное, как вездесущая открытость и ясность, всегда присутствующая, в которой все переживания и все проявления возникают из момента в момент. Это похоже на то, как если бы вы, “войдя” в это состояние, поняли, что никогда не было такого, чтоб это состояние не присутствовало бы и не было бы распознано. “Врата без врат”. Вы глубоко понимаете, что вы никогда не входили в это состояние; и ни один из Будд прошлого или будущего никогда не входил в это состояние.

Это узнавание истинной природы ума в Дзогчен. Все вещи во всех мирах являются само-освобождающимися сразу же, как они возникают. Все вещи как солнечный свет на поверхности воды озера. Всё играет и переливается. Всё пусто. Всё легкое. Всё наполнено. А жизнь идет своим чередом, и никто ничего не замечает.

———
Источник некогда был здесь: fourthturningbuddhism.com/stages-meditation

Перевод: Евгений Касатка.


Поделиться:

2 ответа

  1. Спасибо, Женя!

Добавить комментарий