Здесь мои переводы некоторых высказываний Мастера Сунг Сан Дэ Сон Са Нима из книги «Компас Дзэн», которые отозвались у меня в сердце. Может кому-то будет полезным.

Из предисловия:

Только не знаю. Идите прямо. Это учение и жизнь Дзэн Мастера Сунг Сана. Если мы делаем это, то у нас нет проблем; когда у нас нет проблем, отсутствует и напряжение. Мы постоянно находимся в напряжении из-за проблем: проблем прошлого, проблем будущего. Но когда нет проблемы — нет и напряжения.

Но все эти чудесные учебные техники и всё учение, которые вы обнаружите в Компасе Дзэн, являются просто вариацией на одну тему. Дзэн Мастер Сунг Сан говорил, возможно, миллион раз: «Я принес в Америку только одно учение: не знающий ум.» Это всё, что вам нужно знать: Не знаю.

Сунг Сан сказал:

Самое важное, что вы можете сделать — это научиться, как очень крепко держать великий вопрос «Что есть я?» Удерживая этот вопрос с великой решимостью, то что перед вами появится это только «Не знаю». Нет мышления. Нет больше речи или слов, потому что всё мышление полностью отсечено. Имя этому — «Не знаю» Другое имя этому истинная самость или истинная природа.

Итак, я надеюсь, что вы прочтете эти слова, но не будете к ним привязываться. Потом только идите прямо в «не знаю», пытайтесь, пытайтесь, пытайтесь десять тысяч лет без остановки, достигните просветления и спасите всех живых существ от страдания.

Удерживая ум «не знаю» на 100 процентов — только прямо, не знаю — Будда увидел, как полностью остановить этот бесконечный цикл [страдания, рождений и смертей].

Буддизм очень прост: просто спросите себя очень глубоко «Что есть я?». Только не знаю… Будда сидел 6 лет только удерживая «не знаю». Великий патриарх Дзэн Бодхидхарма сидел в пещере в Шаолине 9 лет, также удерживая «не знаю». Итак, я спрашиваю вас, кто вы? Когда вы родились, откуда вы пришли? Когда вы умрете, куда вы отправитесь? Если вы постигните эти вопросы, тогда вы постигните свою истинную сущность, и вы станете высшим животным. Но если вы не понимаете, тогда это также, как если бы вы были кошкой или собакой или любым другим животным. Книги не могут дать вам этого постижения. Понимание этого не купишь за деньги. Даже Будда или какой-нибудь бог не могут дать вам этой реализации. Вот почему правильная практика медитации очень важна: Как я могу достигнуть своей истинной природы, полностью достичь истины и правильной жизни?

Когда вы задаете себе этот вопрос — «Что есть я?» «Только не знаю» — тогда вы, Вселенная, и все вещи — БУМ! — становятся одним.

Если вы держите этот незнающий ум всегда и везде, ваша истинная работа очень ясно возникает прямо перед вами. Достижение моей истинной природы означает лишь только: из момента в момент я держу правильную ситуацию, правильные отношения и правильную функцию в этом мире. В этой вселенной я функционирую ясно, чтобы спасти всех живых существ.

Тогда что же такое Дзэн-Буддизм? Дзэн никогда не говорит об абсолюте или мире противоположностей. Он не пытается объяснить пустоту, истину или совершенный мир. Практика Дзэн никогда ничего не объясняет. Дзэн просто указывает прямо на наш ум, на нашу истинную сущность, так чтобы мы могли непосредственно достичь просветления и спасти всех существ. Поэтому в дзэн нет упора на речь или обучение — дзэн это просто практика медитации. Учение дзэн никогда не проверяет (не исследует, не держится) мир противоположностей, не проверяет (не исследует, не держится) абсолют, никогда не говорит о совершенном мире. Всё учение дзэн только указывает на ваш ум, только этот момент. Что вы делаете сейчас? Учение дзэн всегда возвращает нас к тому, что мы называем «мир этого момента». Этот момент очень важен. В одном моменте — всё. В моменте бесконечное время и бесконечно пространство. [Громко бьет по столу палкой.] В моменте правильный путь, истина и правильная жизнь. [Громко бьет по столу.] В моменте! В одном этом моменте — всё [удар], и в этом моменте — ничего [опять удар]. Итак, если вы постигните этот момент, вы непосредственно постигните всё. Это дзэн. Нет ума [удар], нет Будды [удар], нет Бога [удар], ничего! [удар] Но здесь же ум [удар], Будда [удар], Бог [удар], все вещи! Постижение этого на своем опыте — это Дзэн-Буддизм.

С течением практики ваше мышление успокаивается и становится менее запутанным, менее усложненным. Это позволяет вам увидеть, что как только ваш ум становится чище, вы в действительности можете сбалансировать ваше мышление и эмоции. Приводя ваше мышление и эмоции к балансу таким образом вы можете избавиться от страдания и получить счастье. В результате ваш ум остается недвижимым независимо от внешних постоянно меняющихся условий. Вы можете видеть ясно, слышать ясно, ясно чувствовать вкус, осязать ясно — все является прекрасным просто как оно есть.

Самое важное — это держать неподвижный ум из момента в момент. На самом деле это и есть настоящее значение термина Самадхи. Это означает иметь ум, который неподвижен сидим ли мы, стоим, лежим, ведем машину или говорим о чем угодно. Когда вы удерживаете сильный неподвижный ум в любой активности, вы можете воспринимать истинную красоту этого повседневного, обыкновенного мира, потому что вы можете видеть вещи в точности такими, какими они являются. Вы можете углублять ваше понимание так, что оно станет мудростью.

Это основное учение Будды: из момента в момент держать правильное направление вашей жизни, которое заключается в том, чтобы помочь всем существам. «Зачем я делаю это? Почему я хочу сделать то? Является ли это действием только для меня или же для всех существ?»

Если вы можете воспринять истинную природу феноменального мира, и вы видите, что всё постоянно изменяется, тогда ваш желающий-ум и страдания, которые он приносит — исчезают.

Буддизм Хинаяны также учит медитационной практике, основанной на проникновение в нечистоту. Но что такое «нечистота»? Давайте предположим, что перед нами появляется красивая женщина, возможно очень знаменитая модель или актриса. У неё очень красивый макияж и невероятно стильная прическа. На ней красивая одежда и от неё веет дорогим парфюмом. У неё большое брильянтовое колье, наверное в десять карат. Все смотрят на неё и думают: «О… Она прекрасна! Такая красивая!» Может быть один мужчина убьет другого мужчину, чтобы спать с ней каждый день. Но внутри неё — дерьмо. Внешне она правда очень красива, но внутри… она несет два или три фунта дерьма, куда бы она не шла.

Все видят эти красивые вещи снаружи, и они забывают об этом дерьме. Это одно из основных человеческих заблуждений: наши желания и привязанности приводят нас к жажде вещей, которые не могут помочь нашим жизням.

Привычки очень сильны. Карма не может быть изменена одним только ментальным решением. Необходима практика медитации.

Мужчины и женщины должны быть партнерами по жизни, а не инструментами для доставления друг другу физических удовольствий. Они должны быть близкими друзьями-в-дхарме. Если они помогают друг другу понять их истинную природу, и если они всегда привержены этому, не имея мыслей и желаний только для себя, тогда секс это не проблема. Секс также может быть Дхармой.

Если вы медитируете правильно, вы можете воспринимать, что это «я» на самом деле не существует. Если этого «я» не существует, тогда кто или что может получить одобрение других или стать знаменитым? Если бы люди осознали, что этого «я» не существует, они бы не страдали так много (а также не вызывали бы страданий других) от попыток заслужить хорошую репутацию или доброе имя для этого «я». Также они бы не волновались по поводу того, что некоторые другие люди более успешны и популярны, чем они: ревность к другому бы не появилась. Это «я» просто не существует нигде. Вот почему если вы будете медитировать, вы постигните, что желания славы и самоутверждения — это нечистота.

Многие люди покинув Дзэн-центр (ретрит) хотят продолжать вставать в пять утра, чтобы практиковать. Они хотят придерживаться храмового расписания и дома. Это замечательно! «Каждый день я буду вставать в 5 утра!» Потом они заводят будильник. В 5 утра часы звенят: дзззззззз, дззззззз, дззззззз! Очень шумно. «Ох.. мне надо ещё поспать!» Они отключают будильник одним ударом по кнопке и продолжают спать. Если вы хотите вставать в 5 утра, чтобы практиковать, то по звонку будильника, вы должны встать. «Но это слишком шумно, ок? Сегодня я попытался, но мне необходимо ещё поспать!» Такая позиция не очень хороша. Все хотят спать, да побольше, побольше.. А чем больше вы спите, тем ещё больше вы желаете сна. Это очень важный момент. Но Будда учил, что вся эта жизни — сон. Так когда вы пробудитесь?

Если вы хотите изменить карму, вы должны изучать ваш ум с большой решимостью. Каждый день вы должны делать сидячую медитацию и поклоны и пение. Мантра также важна. И тогда вы сможете вернуться к своей изначальной природе и сможете контролировать результаты вашей кармы. Вы также можете предотвратить действие плохой кармы. Не вините свою плохую карму за происходящее с вами: только упорно практикуйте. Отсеките ваш ленивый ум и только идите прямо, «не знаю».

Если вы хотите понять вашу карму и вашу жизнь, просто взгляните внутрь себя: как вы держите свой ум прямо сейчас? Ваш прямо-сейчас-ум создает всю вашу жизнь, как луч выходит из одной точки. Когда вы делаете что-то хорошее, вы достигаете счастья. Когда ваше действие исходит из плохой причины, вы всегда страдаете в итоге. Вот и всё.

Просто держите хороший, добрый ум — это учение Буддизма Хинаяны. Если вы много страдаете, то сначала вы должны увидеть, что всё это страдание вы сделали сами: «Это не случайность. Это моя вина. Я причинил какое-то страдание в этой жизни или в одной из предыдущих. Поэтому сейчас я получаю страдание.»

Если ваш центр неподвижен и вы просто усердно практикуете, тогда возможно изменить всё что угодно.

Практикуя медитацию, вы можете отбросить эту изначальную причину [привычки ума, создающие нашу карму], и тогда условия меняются, и следовательно результат должен измениться. Когда мы усердно практикуем и избавляемся от изначальной причины, то даже если мы встречаемся с плохими обстоятельствами, мы не производим тот же плохой результат, что и раньше.

Многие люди живут в очень-очень маленьком мире, созданном из их мнений, предпочтений и отвращений, из их «нравится» и «не-нравится». Но Будда учил, что нам следует держать наш ум широким и открытым, и ясным, как пространство. Тогда мы можем всегда действовать сострадательно по отношению к другим. Это очень важно.

Не создавайте Бога. Не создавайте Будду. Из момента в момент не создавайте ничего.

Иметь Правильное Воззрение [одна из ступеней Восьмеричного Пути] означает понимание того, что действия основанные на желании (алчности), гневе и неведении всегда приведут к страданию, как для вас, так и для других. Всё непостоянно. Так зачем же нам гнаться за временными чувствами и желаниями, возникающими в нашем уме?

«Зачем я делаю что-либо? Только для себя или же для всех существ?» Этот вопрос проясняет наше направление. Когда наше направление ясно — вся наша жизнь ясна, и тогда любое действие может принести пользу другим существам. Но когда вы делаете что-либо только для себя — по причине вашего желания (алчности), злости или неведения — вы не можете помочь ни себе, ни этому миру. Когда мы хотим сделать что-либо, мы всегда должны руководствоваться этим вопросом: «Зачем я это делаю?». Другое имя этому — Правильное Воззрение.

Правильная Мысль [одна из ступеней Восьмеричного Пути] означает не быть привязанным к взглядам, не цепляться за свои мнения, условия и ситуацию, а также только удерживать ум до-мышления, который (спонтанно) желает помочь всем живым существам…

Я всегда говорю, что если вы думаете, то ваш ум и мой ум — различны. Если вы отсекаете всю привязанность к мышлению, тогда ваш ум и мой ум — одно и то же. Ваш ум до-мышления — это ваша сущность; мой ум до-мышления — моя сущность. Тогда ваша сущность, моя сущность и сущность всей Вселенной являются одной и той же сущностью [субстанцией]. Но эта точка находится до мышления. Если вы достигните этого ума до-мышления, ваш ум станет ясным, как пространство. Тогда вы сможете воспринять, что вы есть то же самое, что и всё сущее, и правильное мышление возникает само собой. Вас больше не питают мысли эгоистических желаний, мысли о боли или ненависти. Имя этому — мудрость. Другое имя этому — Правильная Мысль.

Правильное Усилие [одна из ступеней Восьмеричного Пути] означает всегда быть усердным в своей практике медитации. Больны ли вы или здоровы, заняты или свободны, уставшие или отдохнувшие — не имеет значения. Только пытайтесь, пытайтесь, пытайтесь десять тысяч лет без остановски. Только делайте это. Вот и всё!

Как вы держите ваш ум прямо сейчас?

То, как вы держите ваш ум прямо сейчас — создает всю вашу жизнь.

Многие люди только следуют за их мышлением, желанием, злостью и неведением. Поэтому они только страдают в последовательности ситуаций. Но если вы пробудитесь, прямо сейчас, вы станете счастливы. Что вы предпочтете? Эту пробужденность иногда также называют внимательностью. Будда называл это «Правильная Осознанность» [одна из ступеней Восьмеричного Пути].

Будда учил, что правильная медитация — это самое важное, что вы можете сделать, чтобы пробудиться. Правильное Сосредоточение [одна из ступеней Восьмеричного Пути] означает из момента в момент держать неподвижный ум. В любой ситуации, при любых обстоятельствах держите ум ясный, как пространство, и функционирующий так остро, как кончик иголки.

Некоторые люди думают, что медитация это просто опыт умиротворенного ума. Они любят только спокойствие и тишину. Найти тишину в тишине — это не истинная тишина. Найти тишину в шуме — вот истинная тишина. Да, иметь тихое место для медитаций было бы не плохо. Но мы не должны привязываться только к тишине, потому что жизнь не всегда такая. Если ваш ум неподвижен, то тогда даже шумная Сорок Вторая улица в Нью-Йорке может быть замечательным Дзэн Центром.

Также есть люди, которые думают, что правильная медитация это очень усердная практика сидячей медитации. Но делать только лишь сидячую медитацию это не полная медитационная практика. Такой тип мышления — это привязанность к сидячему телу. Истинная медитация означает правильный сидячий ум: не смотря на обстоятельства или ситуацию, как вы держите ваш ум прямо сейчас? Это определяет вашу жизнь. Если ваш ум ясен, то вся вселенная ясна. Если ум не ясен, то и вселенная не ясна. Это очень важно. Итак, делать сильную медитацию важно. Заниматься усердной сидячей медитаций очень-очень важно. Но самым важным является отсечь всю привязанность к мышлению и вернуться к уму до-мышления, «Что есть я? Не знаю…» Можете ли вы делать это при любых обстоятельствах и в любой ситуации вне подушки, также как и на ней? Если вы можете делать это пока ведете машину — это медитация вождения. Если вы можете делать это, пока едите — это медитация принятия пищи. Если вы можете делать это пока убираетесь дома — это медитация работы.

Истинная медитация не зависит от того, можете ли вы поддерживать правильную сидячую позицию в течение длительного времени. Истинная медитация означает просто держать великий вопрос «Что есть я?»

Очень полезно контролировать ваше дыхание. Вдыхайте медленно и выдыхайте медленно. Ваш выдох должен быть больше вдоха чуть больше чем в два раза. Если вы будете дышать очень медленно, то вам будет легче отсечь всё мышление. Через некоторое время ваша энергия будет опускаться вниз, вниз, вниз к вашу центру, и вы сможете лучше контролировать ваши чувства и эмоции. Не смотря на это, важно подчеркнуть, что истинная медитация это нечто большее чем позиция тела. Истинная медитация это как вы держите свой ум из момента в момент, в разгар любой повседневной деятельности.

Правильная медитация означает держать неподвижный ум всегда и везде. Если ваш ум неподвижен, то когда вы видите, слышите, чувствует запах, ощущаете вкус, осязаете, и когда вы думаете, всё — просто как это — является истиной. Слово самадхи означает просто глубокую медитацию. Но мы не должны привязываться ни к каким идеям о медитации. Многие люди думают, что истинная медитация означает интенсивную погруженность во время сидячей медитации. Такой тип медитации ни хорош, ни плох. Но многие люди только хотят удержать это чувство, которое приносит медитация. Есть очень-очень много людей, которые думают, что медитация это только о том, чтобы постоянно иметь покой и блаженство. «Ах, сейчас всё умиротворено и спокойно. Замечательно!» Этот тип мышления является очень плохой болезнью. Это не истинная медитация, так как появляется привязанность к определенной ситуации. Если вы становитесь привязанными к практике такого рода, ваша мудрость не сможет расти. Ваша медитация в разнообразных ситуациях не будет работать ясно, чтобы помочь другим существам. Медитация представлена практиками Правильное Усилие, Правильная осознанность и Правильное Сосредоточение в Восьмеричном Пути.

Итак, иметь опыт глубокой медитации — это хорошо. Но намного важнее держать этот ум во время вождения авто, принятия пищи, беседы, работы и проводя время со своей семьей.

У меня был ученик, который желал только глубокой, тихой медитации. Мы зовем это «умиротворенный ум». Если машина проезжала мимо медитационной комнаты, ему это не нравилось. Если дети играли за окном, он становился злым и закрывал окно, потому что это отвлекало его от опыта умиротворения. «Веди себя тихо или уходи! Я медитирую, не видишь что ли?» Его семья была вынуждена вести себя очень тихо, во время его медитационных периодов дома. Через некоторое время их стала возмущать практика медитации и вообще Буддизм. Практика этого человека не была истинной медитацией. Такая практика делает медитацию чем-то особенным. Но если вы держите неподвижный ум во время любой деятельности — это истинная медитация. Это истинное Самадхи. Это истинная природа этой практики.

Наконец, какова же правильная функция медитации? Многие люди понимают много разных вещей. Такое понимание — это просто чья-либо идея. Небо никогда не говорит «я голубое». Но всё же вы говорите: «Небо голубое». Кто-то однажды сказал вам, что небо голубое, и с тех пор вы говорите: «Небо голубое», «Небо голубое», «Небо голубое». Это просто понимание…

Восприятие это ваша истинная природа. Вы можете видеть этот мир. Вы можете слышать этот мир. Вы можете чувствовать запах этого мира. Просто смотрение, просто слушание, просто чувствование вкуса и запаха, осязательные ощущения — это ваша истинная природа. Мы иногда называем это «просто смотрение» или «просто восприятие». Оно не имеет субъекта или объекта. Это очень важный момент.

Не привязывайтесь ни к каким мыслям, возникающим в вашем уме.

Когда вы видите, слышите, чувствуете запах, ощущаете вкус, имеете тактильные ощущения и думаете — всё является истиной. Мышление также является истиной при условии, что вы не позволяете себе стать привязанным к этим мыслям — приходящим и уходящим — в вашем уме. Но очень мало людей могут делать это. Они верят, что их мышление реально, и следуют за ним повсюду. Это желания, а все желания являются страданием. Если вы просто отпустите мышление, тогда такое мышление является истиной. Когда вы видите красный свет, вы останавливаетесь; когда вы видите зеленый свет, вы идете.

Все вещи как сон, фантом, мыльный пузырь, или как отражение. Они как роса или вспышка молнии. Так вы должны видеть их.

Если вы привязаны к мышлению, тогда всё имеет имя и форму. Это мир противоположностей. Но имя и форма все время меняются, меняются, меняются. По этой причине всё непостоянно. Все похоже на сон, на каплю росы, на мыльный пузырь или вспышку молнии. Ничего не стоит на месте, но постоянно меняется..

…Но есть путь, чтобы испытать истинную природу постоянно меняющейся вселенной. Просто не привязывайтесь к миру противоположностей. Не привязывайтесь к внешнему миру. Не привязывайтесь к именам и формам. Если вы придерживаетесь этого, тогда ваш ум не двигается. Вы достигаете, что имена и формы в своей основе пусты. Вся эта вселенная пуста. Вы сами пусты. Ничто не приходит и не уходит. Ничто не появляется и не исчезает. Когда вы удерживаете такой ум, вскоре вы достигните своей истинной природы.

Но просто чтения этой сутры [Алмазной сутры] не достаточно. Если вы хотите отсечь свой полный страдания сон, вам нужно воспользоваться алмазным мечом. Только удерживайте ум «не знаю» — это ваш истинный алмазный меч. Как я уже говорил, если кто-нибудь действительно внимательно посмотрит на мир, то он отрежет свои волосы, станет монахом и отпустит этот сон страдания. Только практика. Только практика! Только делайте это.

Когда мы осознаем, что страдание это всего лишь продукт ума и не имеет независимого существования, тогда больше не будет страдания и несчастья.

Если вы думаете, то вы не можете найти свой ум нигде. Если вы отсекаете свое мышление — что означает отсечь свою привязанность к мышлению — тогда ваша истинная природа появляется повсюду.

Поскольку люди привязаны к форме, чувствам, ощущениям, склонностям и сознанию, то когда они неизбежно изменяются, мы страдаем. Мы никогда не выбираемся из мира страдания. По той причине, что мы верим в реальность этих вещей, и верим в реальность «я».

Сутра Сердца показывает, что скандхи изначально пусты. Раз так, тогда где находится страдание? Что может страдать? Вот стакан апельсинового сока. Если у вас есть стакан, то вы можете держать апельсиновый сок в нем. Но если стакан разобьется, то как может остаться апельсиновый сок? Тогда у вас не получится держать апельсиновый сок, не так ли? То же самое и со страданием. Где находится страдание? Если вы привязаны к пяти скандхам — форме, чувствам, ощущениям, склонностям и сознанию — тогда у страдания есть место, где остановиться. Но Сутра Сердца показывает, что все эти пять скандх пусты. Ум совершенно пуст, где же тогда может находиться страдание? Это учение о пустоте очень-очень важно постигнуть. Когда вы практикуете путь совершенства мудрости, вы постигаете, что пять скандх в действительности пусты. Постижение этого избавляет нас от страданий и несчастий. Просто понимание этого вам не поможете — вы должны постичь нечто.

Самое важное это: что вы хотите от вашей жизни прямо сейчас? То, что вы хотите прямо в этот момент создает ваш ум, и этот ум создает вашу жизнь. Он определяет эту жизнь и вашу следующую жизнь.

Если вы не привязаны к имени и форме, вы полностью свободны.

Если вы достигли этой точки [что форма есть пустота, а пустота есть форма], то для вас нет такого желания, за которым стоило бы гнаться, так как вы осознаете, что вы уже совершенны. Прямо сейчас вы не испытываете недостатка ни в чем, вам всего хватает. Это очень важный момент. Тогда медитация не является необходимой. Ретриты не являются необходимыми. Речи Дхармы также не являются необходимыми. Но если вы привязаны к вашему мышлению, то медитация очень нужна. Если вы не постигните, что «форма это пустота, а пустота это форма», тогда сидеть много длинных ретритов очень важно для вашей жизни и вам нужно делать очень много сильной практики. Когда же вы остановитесь на мгновение и постигните это [форма есть пустота, пустота есть форма], тогда потребность в практике является глупостью. Ха-ха-ха!

Когда страдающий человек появляется перед вами, вы только помогаете ему, без мышления и ничего не проверяя. В ранней части этой сутры [Сутры Сердца] нет указания «делай это», только хороший рассказ о достижении и не-достижении. Но если вы достигли чего-либо, вы должны делать это. Это значение скрытое за мантрой «Гатэ гатэ парагатэ парасамгатэ бодхи сваха». Шаг за шагом мы постигаем, как действовать сострадательно по отношению к другим, как использовать истину для других, спонтанно, из момента в момент. Это основная суть Сутры Сердца. Из момента в момент, когда вы что-то делаете, просто делайте это.

Кто создал этот мир, который появляется и исчезает? Откуда всё появляется и куда всё уходит, когда исчезает? Если практиковать усердно, то вы сможете увидеть, что ваш собственный ум создал это всё. Тогда кто создал этот ум? «Я» создало. Если «я» исчезает, то ум исчезает и вся эта вселенная исчезает. Когда «я» исчезает, появление это только появление, а исчезновение это только исчезновение. Вот почему, когда нет «я» ваш ум становится ясным как пространство, что значит он ясный как зеркало.

…Но когда наши глаза, уши, нос, язык, тело и ум не удерживают ум-момента, тогда всё является иллюзией.

…Мы называем это «ум-момента». Если вы достигните этого ума, тогда момент всего мира останавливается. Из момента в момент вы можете видеть этот мир полностью остановившимся. Стоп. Стоп. Стоп. Стоп. Стоп.

Когда вы практикуете медитацию в течение длительного времени, вы можете остановить ваш ум и тогда вы можете на самом деле воспринять, что каждый момент вашей жизни действительно бесконечен во времени и пространстве. Вот почему мы называем это «ум-момента». Он неподвижен и всегда завершен, совершенен. Это ум, который находится за пределами времени и пространства. Затем, когда вы видите, слышите, когда вы чувствуете запах, ощущаете вкус, осязаете, думаете — всё, просто как оно есть, уже совершенно. Очень важно постигнуть это.

Лотосовая Сутра учит нас о достижении ума совершенного покоя. Мы иногда называем это Единым Умом. Всё это просто имена для изначального ума. Это не есть что-то, чего можно достигнуть, это то, что мы уже есть. Однако, как только появляется хоть одна мысль, мы теряем изначальный ум покоя и неподвижности. Пока вы слушаете мои слова, вы следуете за какими-то своими мыслями, которые текут через ваш ум, тогда я и вы становимся значительно разделенными. Но отсекая всё мышления и возвращаясь к простому слушанию, вы возвращаетесь к тому, чтобы быть полностью в этом действии. Когда вы отсекаете всю привязанность к мышлению, тогда моя речь и ваше слушание становится одним и тем же. Слушание и произношение речи не являются отдельными, двумя. Это уже является истинным Буддой, истинным Иисусом, истинным Богом. Этот опыт не Корейский, не Американский, не Немецкий или Китайский. Нет мужчины или женщины. [Бьет по столу]. Иногда мы называем это изначальной точкой [primary point].

Правильная практика медитации означает достижение однонаправленного ума без желания чего-либо. Это цель любой практики мантры, не только «Намо мьохо ренге-кьо». Все виды мантр одинаковы. Даже повторение «Кола, кола, кола, кола, кола» с полной решимостью будет давать тот же результат. Самое важное это то, как вы отсекаете ваше мышление? Как вы удерживаете ваш ум? Как вы держите ваш ум пустым? Если вы держите пустой ум — это Абсолют. Мы иногда называем это изначальной точкой. Когда вы удерживаете изначальную точку длительное время, вы можете отсечь вашу изначальную причину. Всё ваше счастье и страдание исходят из изначальной причины. Поэтому, когда вы отсекаете изначальную причину, ваши обстоятельства меняются и вы получаете другой результат. Вы измените свое страдание так, что сострадание и счастье смогут возникнуть. Это учение о зависимом возникновении.

Итак, как вы отбрасываете вашу изначальную причину? Единый ум. Когда вы делаете что-то, просто делайте это. В просто-делай-это-уме нет субъекта и объекта, нет внутри и снаружи. В результате вы можете соединиться с энергией вселенной. Имя, которое мы иногда используем для обозначения этого — «изначальная точка». Когда вы удерживаете её долгое время, постепенно изначальная причина исчезает. Мышление создает вашу изначальную причину. Так что отсечение вашего ума-противоположностей отсекает энергию противоположностей, и изначальная причина исчезает, как вода оставленная надолго на солнце. Она испаряется сама собой. Когда вы усердно практикуете, сделать это очень легко. Но ваше мышление создает вашу карму и карма затмевает солнце, и вода изначальной причины не может испариться так быстро.

Пение мантры Намо мьохо ренге-кьо не хорошая и не плохая практика. Вполне возможно проникнуть в суть вашей истинной природы повторяя мантру «Ом мани падме хум» или Великую Дхарани. Даже используя слова «Кока-кола», как мантру, вы можете помочь вашей жизни, если практиковать правильно. Какой бы ни была ваша практика держите Великий Вопрос и только делайте это. Если у вас будет пытающийся-ум и Великий Вопрос, тогда любой тип практики может помочь вам достигнуть вашей истинной природы.

Только делайте эту практику и держите Великий Вопрос и вскоре всё станет ясным для вас. Это очень легко! Но самое важное это то, что вы должны пытаться. Когда вы делаете что-либо — только делайте это. Только делайте это.

Если вы будете практиковать усердно, то сможете получить абсолютную энергию.

Как мы практикуем? Когда вы делаете что-либо, только делайте это. Не создавайте ничего в вашем уме. Просто делайте. Как только вы начинаете проверять свои чувства, обстоятельства, ситуацию, а потом держаться за них, сразу же появляется некоторый дисбаланс. Вы генерируете энергии противоположностей. Чем дольше и сильнее вы держитесь за что-то, тем больший дисбаланс и дисгармония в вашем уме. Но если вы держите ясный ум и не проверяете ничего, тогда ничего в этом мире не является проблемой для вас.

В этом мире причина и следствие всегда очень-очень ясны.

Шесть миров самсары созданы вашей кармой, и ваша карма состоит полностью из вашего мышления. Если вы привязаны к мышлению, то вы получаете рай и ад, жизнь и смерть, счастье и грусть. Если же вы полностью держите ум «не знаю», и ничего не создаете, тогда вы уже совершенны и шесть миров самсары исчезают. Тогда вы свободны от Колеса Страданий.

Даже ад может быть раем, если вы держите ум «не знаю».

Получить человеческое тело очень тяжело, поэтому нам нельзя упускать эту возможность. Это очень-очень драгоценно. Если вы выпадете из человеческого мира, то потребуется много-много бесчисленных кальп, чтобы вернуться в человеческое состояние.

Если вы хотите выйти за пределы шести миров самсары, только держите ум «не знаю» на сто процентов. Оставьте свой ум, не прикасайтесь к нему, и ничего не создавайте в уме. Тогда шесть миров исчезнут, потому что изначально они не существуют. Мы создаем эти шесть миров через привязанность к нашему мышлению. Вот почему мы страдаем в них.

Если вы думаете, вы создаете карму и карма вас контролирует. Если вы полностью отсекли привязанность к вашему мышлению, тогда вы не создаете карму. Прославленный учитель сказал: «Наша карма приходит из наших умов. Если наши умы угасли, то и наша карма угаснет, как огонь сжигает сухую траву.» Таким образом, чтобы не попасть в шесть миров самсары, не создавайте ничего в вашем уме в этот момент. Это самое важное.

Однажды один ученик задал мне вопрос: «Один учитель медитации сказал мне, что если делать только хорошие поступки, это изменит вашу карму. Это правда?» Это очень важный вопрос. Вы должны понять, что хорошие поступки не изменят вашей кармы. Хорошие поступки могу принести некоторое счастье, но это счастье также является кармой. Люди иногда называют это хорошей кармой. Но хорошая карма всё ещё является кармой, а карма создается мышлением. Всё, созданное мышлением постоянно изменяется. Поэтому хорошая карма в конечном итоге заканчивается и превращается в плохую карму. Если вы хотите на самом деле изменить вашу карму, то не создавайте хорошего или плохого. Это правильная практика.

Это наша истинная сущность, наша изначальная природа. Она постоянно действует, всё время. Если вы достигните своей изначальной природы, тогда возможно изменить вашу карму. Но единственный способ сделать это — сильная практика. Это стоит подчеркнуть.

Будда сказал: Всё создано одним только умом.

Состояние вашего ума в этот момент определяет следующий момент, который обуславливает следующий и так далее, как линия начинается из одной точки. Это создает ваш следующий час, ваши следующие два часа и завтрашний день. Это создает вашу следующую жизнь. Всё, чем вы являетесь и что имеете сейчас это результат того, как вы держали ваш ум до этого момента. Это очень легко увидеть!

Если вы думаете, то вы создаете карму и карма контролирует вас. Если вы полностью отсекли привязанность к мышлению, тогда вы не создаете никакой кармы.

Когда ваш центр слаб, внешние условия и внешние ситуации всегда контролируют вас.

Этот мир всегда очень-очень ясен. Из момента в момент что вы делаете прямо сейчас: правильное действие? Ясен ли ваш ум или он наполнен желаниями и гневом? То, как вы держите ваш ум прямо сейчас создает вашу последующую жизнь. Если вы не создаете хорошего и плохого, вы можете избавиться от самсары, которую вы создали. Вы можете получить просветление и стать Буддой. И тогда вы можете двигаться повсюду с полной свободой — иногда в райских сферах, иногда в адских, только действуя сострадательно с умом, который хочет спасти других существ.

Тем не менее, если вы привязаны к вашему мышлению, тогда хорошие действия могут привести вас на небеса, а плохие поступки приведут вас в ад. Но изначально нет хорошего и плохого. Не создавайте хорошее и плохое. Если ваша жизнь и ваши действия всегда ясны и правильны, тогда вы получаете полную свободу в любой ситуации.

Можете ли вы использовать вашу карму, чтобы помочь другим существам, или же ваша карма использует вас?

Будда показал нам, что вся карма пришла из наших умов. Если ум исчезает, карма также исчезает. Карма это только мышление, ничего особенного. Только держите ум «не знаю» из момента в момент, и тогда вы держите пустой ум, который не создает никакой кармы.

Просто держите вопрос «Что есть я?» и вскоре всё станет ясно.

Давным давно Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно я существую». Здесь начинается философия. Но если вы не думаете, то что? Вот где начинается практика Дзэн.

Дзэн не имеет дороги. У него нет карты. Практика Дзэн это как полететь на самолете в Лос-Анджелес. Вы садитесь в самолет и — БУМ! — вы и все живые существа прибываете вместе в Лос-Анджелес. У самолета нет дороги! Там нет пути. Вы достигаете вашей истинной сущности напрямую и полностью, но вы делаете это без какой-либо карты. Это не зависит от сутр. Это не зависит от Будды. Это не зависит от времени или пространства, имени или формы, речи или слов. Это даже не зависит от Дзэн. Если вы хотите лететь на этом самолете, то из момента в момент просто не создавайте ничего, и тогда вы осознаете, что вы уже совершенны. Это ум Дзэн. Это очень просто.

Итак, если вы хотите пройти через врата Дзэн, сначала вы должны полностью отсечь привязанность к мышлению, и вернуться к уму-до-мышления. В учебных целях мы иногда зовем его умом «не знаю». Достигнуть его очень просто и не так долго. Просто спросите себя очень глубоко: «Что есть я?». То, что перед вами возникнет это только «не знаю…» Это и есть ваша истинная природа.

Во время песнопений просто держите Великий Вопрос. Всегда спрашивайте себя «Кто поет Кван Сеум Босаль? Что это такое, которое пытается снова и снова? Что слышит это прямо сейчас?» Когда вы держите великое сомнение, ваше пение является истинной практикой медитации, практика, которая удерживает Великий Вопрос, практика «не знаю». «Что есть я?» отсекает всё мышление и возвращает нас к нашей изначальной природе до мышления.

Истинный дзэн означает сидячий ум [а не только сидячая медитация]. Это означает удерживание неподвижного ума всегда и везде.

Дзэн значит медитация, а медитация означает удерживание неподвижного ума из момента в момент. Это очень просто. Когда мы медитируем, мы используем некоторые техники, чтобы контролировать наше тело, дыхание и ум для того, чтобы мы могли отсечь наше мышление и реализовать нашу истинную природу.

Если вы хотите держать неподвижный ум, то, сначала, вам нужно контролировать ваше тело.

Если вы можете контролировать ваше дыхание, тогда вы можете контролировать ваш ум. Вы медленно вдыхаете и медленно выдыхаете, и ваше мышление медленно-медленно опускается. Ваша энергия опускается из ума в ваш Дань Тянь [Тань Жэнь], хара или центр, и по этой причине ваше мышление упрощается. В практике Дзэн вы должны держать ум в вашем центре, хара. Это очень важная техника.

Ваш Дань Тянь это ваша воля, ваш центр «делай это». Как только ваше мышление естественным образом опускается в ваш центр, ваше мысли и эмоции становятся ясными.

Только держите ум «не знаю», и всё станет ясным. Отсечение мышления означает, что нет мышления, что означает достижение ума до появления любых мыслей. Имя этому ясный ум, чистый ум. Ясный ум означает «только делай это». Поэтому, когда вы ведете машину — просто ведите машину. В этом нет внутреннего и внешнего. Внутреннее и внешнее становятся одним: это медитация вождения авто. Когда вы едите, просто ешьте. Это медитация принятия пищи. Но большинство людей, пока их тела едят, позволяют их умам отправляться повсюду от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, или в 1978 год, или в хорошие времена их жизни, или думают о плохом опыте. Еда поступает к ним в рот, рот жуёт, но они это не осознают.

…Но когда вы просто делаете это, делаете это, делаете это из момента в момент, тогда всё уже является медитацией…

Этот мир уже совершенен и неподвижен. Если вы хотите постичь это, сначала, вы должны оставить ваши мнения, ваши обстоятельства и вашу ситуацию. Вы можете видеть ясно, слышать ясно, чувствовать запах ясно, чувствовать вкус ясно, осязать ясно и думать ясно. Имя этому «истина».

В этой жизни есть четыре трудные вещи. Первое, это получить человеческое тело. Второе, это встретить Дхарму. Третье, это встретить остроглазого Дзэн Мастера. Четвертое, это достичь просветления.

Если вы учитесь у одного учителя, даже если он великий учитель, очень трудно закончить обучение. Поэтому ученики Дзэн должны путешествовать от учителя к учителю, пока они не найдут остроглазого Дзэн Мастера. Это очень важно.

Секрет жизни, счастья, успеха: Делай то, что решил сделать. Просто делай это!

Как вода капля за каплей пробивает камень, также работает Великая Вера: вся ваша энергия собирается в одной точке, не смотря ни на что. «Я должен достичь моей истинной природы.» Каждый день пытайтесь, пытайтесь, пытайтесь десять тысяч лет без остановки. И тогда однажды вы сможете сказать «Ага!! Вот она моя истинная природа!»

Есть очень много разных техник, но самое главное это просто практиковать: найти истинную природу и помочь другим. Если вы практикуете усердно, то Великая Вера становится вашей жизнью: мы зовем это Великим Обетом. Если вы практикуете усердно, ваше Великое Мужество становится Великой Энергией. И однажды ваш Великий Вопрос откроется и вы получите просветление. Мы называем это Великой Мудростью. Это очень замечательно!

Когда идете, стоите, сидите, лежите, говорите, молчите, двигаетесь, находитесь в покое,
Все время, в любом месте,
Без перерыва — что это?
Один момент — это бесчисленные кальпы.

Когда идете, стоите, сидите, лежите, говорите, молчите, двигаетесь, находитесь в покое — в любом месте, в любое время — как вы держите свой ум?
Внешние обстоятельства и ситуации постоянно захватывают ваш ум и тащат его по кругу, по кругу, по кругу. Вполне возможно найти вашу истинную природу посреди появлений и исчезновений, в середине вашей ежедневной деятельности. Имя этому «удерживание неподвижного ума».

Мы должны практиковать каждый день. Наши внешние обстоятельства и ситуации всегда меняются, но это не должно сбивать нас с толку. Мы никогда не должны забывать наше направление и наш обет достичь просветления на благо всех живых существ. Путь к этому — ежедневная практика. Это очень просто.

Позволять себе быть захваченными желания и гневом это не практика, это не правильная жизнь, потому что это всегда ведет напрямую к страданию. То как вы держите ваш ум прямо сейчас, создает всю вашу жизнь. Поэтому будьте осторожны! Когда вы смотрите кино или едите, упорно работаете или сидите на пляже, не забывайте вашу истинную природу. «Что есть я? Где моя истинная природа?» Не знаю…

Все должны работать и зарабатывать деньги. У нас есть встречи и проекты. Мы все вовлечены в большое количество видов деятельности. Но чем бы вы не занимались, не забывайте «Что есть я?». Никогда не забывайте ваш Великий Вопрос. Этот вопрос это ключ к вашему истинному сокровищу, единственное сокровище, которое вы сможете забрать с собой, когда уйдете. Действовать в таком духе — это ключ к практике Дзэн.

В Китае есть много даосских и даже конфуцианских мастеров, которые делают особый вид практики в горах и получают особую энергию. Они могут летать в небе. Они могут трансформировать свое тело в тигра. Они могут заставить появиться дым. Это мы называем магией. Если вы усердно практикуете, тогда энергия вселенной и ваша энергия становятся одним. Наша человеческая энергия на корейском языке обозначается словом «вон ги». Каждый день мы вдыхаем и выдыхаем. Вдыхаем и выдыхаем. Вдыхаем и выдыхаем. Это называется «кон ги». Потом энергия солнца, луны, планет и звезд зовется «хап ги», или вселенская энергия. Если ваша энергия (вон ги), энергия дыхания (кон ги), и универсальная энергия (хап ги) становятся одним, тогда вы получаете «дэ ги», великую энергию. С этой энергией мы можем делать всё что угодно. Вы можете изменять ваше тело, можете левитировать, летать в небе. Вы можете творить магию и чудеса. Но самое важное это полностью отбросить «я, мое, мне» из вашего ума. Если у вас есть «я, мое, мне», вы не можете получить сильную человеческую энергию. Вы не можете соединиться с космической энергией. Вы не можете достигнуть великой энергии. Когда нет «я, мне, мое» и вы продолжаете практиковать, практиковать, практиковать, тогда великая энергия, космическая энергия, и ваша энергия — БУМ! — становятся одним. Тогда становится возможным пережить этот опыт магии и совершенно свободного Я.

…Во всех этих словах нет необходимости. Слова и речь это только мышление, а мышление создает страдание. Вы должны выбросить весь этот мусор! Причина в том, что наша истинная природа не зависит от понимания. Вот почему я учу только «не знаю». Это учение не принадлежит ни Востоку, ни Западу, оно ни Корейское, ни Японское или Американское. «Не знаю» ни буддийское или христианское, ни дзэнское или ещё какое.

Я не учу корейскому Дзэн или Дзэн Махаяны. Я даже не учу Буддизму. Я только учу «не знаю». Пятьдесят лет здесь и единственное учение только «не знаю».

Как мы пробуждаемся и помогаем этому миру прямо сейчас? Не имеет значения какая традиция, какой тип медитационной практики поможет вам реализовать вашу изначальную природу, чтобы вы могли помочь всем чувствующим существам избавиться от страдания.

Медитация это не что-то особенное. Это не о том, чтобы испытывать некоторый опыт спокойствия и блаженства. Да, иногда во время медитации это происходит. Но что есть вы? Когда вы родились, откуда вы пришли? Когда вы умрете, куда вы отправитесь? Вы можете мне это сказать?
Большинство людей не могут ответить на эти три основных вопроса. Вместо этого они тратят всю свою энергию на погоню за желаниями, гневом и неведением. День за днем перед ними появляются непостоянные вещи; они становятся привязанными к вещам, славе и ощущениям, и эти вещи меняются или исчезают. Они создают страдание и затем хранят это страдание, как драгоценность. Человеческие существа должны быть высшими животными. Но вмето этого они проводят свои жизни блуждая и блуждая по океану страданий. Это не правильный путь для человеческих существ.

Если вы удерживаете ум «не знаю» на сто процентов, тогда ваши демоны не могут найти вас. Страдание не может найти вас. Карма, проблемы, жизнь, смерть, приходы и уходы, плохое и хорошее — ничто вас не затрагивает, когда вы держите ум «не знаю». Этот ум «не знаю» это ваша самая большая драгоценность. Он может делать всё что угодно.

Не ожидайте, что всё получится легко. Если вы получаете что-то легко, это делает вас слабее. Поэтому древние говорили: «Пытайтесь снова и снова, пока вы не закончите начатое.»

Не надо зависеть от других. Только помогайте другим. Как я могу помочь тебе?

В этой жизни, если вы хотите чего-либо, вы можете получить это. Но вы повсюду будете встречать препятствия. Если же вы отбросите все свои идеи и просто будете следовать ситуации, то не будет никаких препятствий. Что вы предпочитаете?

Если вы хотите чего-либо, не привязывайтесь к этому. Если вы получили что-либо, не держитесь за это. Из момента в момент держите «ум-всего-достаточно». Когда у нас «ум-всего-достаточно», мы больше не подвластны нашим нравится и не-нравится, тогда всё, что принесет нам судьба — хорошая судьба.

Если вы хотите выбраться из океана страданий, вам нужен только один компас: ваш компас «не знаю». Он всегда внутри вас. Когда вы используете его, вы всегда ясно видите, что ваше правильное направление всегда находится прямо перед вами из момента в момент.
Итак, я надеюсь, что из момента в момент вы будете идти прямо в «не знаю», которое ясно, как пространство, вы будете пытаться, пытаться, пытаться десять тысяч лет без остановки, достигните просветления и спасете всех живых существ от страдания.

Это всё.

Сунг Сан