Зал Дхармы

Уже лет 5 я пытался попасть в Корею на Кьол-Че. Но каждый год не получалось по разным причинам: то денег не было, то времени, то ещё что-то. В 15-м году ещё и валюта обесценилась, выезд в Южную Корею стал дорогим удовольствием. И всё же, я давно мечтал углубить практику длинным ретритом в Корейском храме. Я написал письмо монахине Соя Суним в храм Попхвадорьян с просьбой принять нас на Кьол-Че. Ответ последовал незамедлительно: «НЕТ! Все места уже заняты.»

Ну нет, так нет. Мы поменяли планы и решили отправиться в паломничество в Индию по местам жизни Будды, а также на учения ЕС Далай Ламы в монастыре Ташилхунпо. Весьма достойный вариант. Мы отправились в Элисту, чтобы присоединиться к паломнической группе от храма Золотая Обитель Будды Шакьямуни, обо всем договорились, внесли средства за билеты и визы, отдали загранпаспорта.
Когда все билеты были куплены, паспорта лежали в посольстве Индии в Москве, и осталось только ждать нашего отъезда, неожиданно пришло веселое письмо от монахини Соя Суним:
— Ну что Женёк, вы готовы к Кьол-Че? Вы уже записаны. Собирайте манатки и вперед :)

Но.. Индия.. Билеты уже.. паспорта.. Я объяснил ситуацию, что мы не можем лететь в Корею, потому что уже ждем отправления в Индию. Вот и поговорили. Но сердце заволновалось, я не мог спать по ночам. Меня мучили душевные терзания:
— Ведь я 5 лет пытался попасть на Кьол-Че!
— Но все билеты уже куплены, визы оформлены, паспорта не у нас. Нам не вернут деньги, да и других проблем много.
— Паломничество это хорошо, но что может быть лучше и полезнее, чем 3 месяца углубленной практики медитации?
— Но мы заболели тяжелым гриппом…
Хрен с ним. Алёна, летим в Корею!

Что такое Кьол-Че

Кьол-Че (Kyol Che) — дословно «крепкая дхарма» (Tight Dharma), интенсивный трехмесячный дзэн ретрит, который проводится два раза в год: зимой и летом. До 10 часов медитации в день, бывает и больше. Мощь. Насыщенное медитациями расписание с минимумом отвлечений позволяет полностью посвятить себя практике. Обычно на время Кьол-Че держится обет молчания. Традиционно 3х-месячные ретриты проводились для монахов, но в наше время и миряне могут принять участие в Кьол-Че в некоторых храмах и дзэн-центрах.

Кроме интенсивного сидения и обета молчания в повседневную практику входят: поклоны, песнопения, рабочий период. Если на кьол-че присутствует дзэн-мастер, то практику дополняют периодические Речи Дхармы и коановые интервью (персональные встречи, где ученик может задать любые вопросы учителю, а учитель задает ему коаны). В основном кьол-че проводятся в этом ключе. Кьол-че Школы Дзэн «Кван Ум» проходят именно так.

Но бывают разновидности кьол-че, проходящие в особом режиме или посвященные отдельным практикам. Например, кьол-че, где только поют или только сидят, или не спят все 90 дней (вау!). В храме Хвагеса повседневность раз в месяц разбавляется практикой 3000 поклонов. В Корее нам попадались храмы со свободным расписанием. Сами же мы сидели в храме…

Попхвадорьян

Храм Попхвадорьян

Попхвадорьян (Beobhwadoryang) — маленький храм, находящийся в горах недалеко от города Бонхва. Именно здесь отсидел свой последний Кьол-Че знаменитый дзэн-мастер Ву Бонг. Храм Попхвадорьян не относится к школе дзэн «Кван Ум», также как и не относится к традиционному корейскому ордену Чоге. Настоятель храма — неординарный монах Док Хьён Суним, ученик столь же неординарного и знаменитого корейского мастера Поп Чона Сунима, ныне почившего. Глубоко уважая дзэн-мастера Ву Бонга, Док Хьён Суним продолжил воплощение в жизнь идеи Ву Бонга о международном дзэн-центре в Корее на примере своего храма. На зимние ретриты приезжают монахи и миряне, корейцы и иностранцы, последователи ордена Чоге и ученики «Кван Ума». Мастера дзэн школы «Кван Ум» приезжают в Попхва, чтобы давать учения.

Храм Попхвадорьян под снегом

Док Хьён Суним построил храм своими руками. В строительстве ему помогали сменяющиеся практикующие, но в основном он выполнял всю работу сам без проектов, расчетов и чертежей. Потому, сделанный практически полностью из дерева, храм имеет особое очарование. Вокруг природа, тишина, иногда прерываемая скачущими оленями и криками диких котов и птиц. Прекрасный вид на горы, за которыми горы, а за ними ещё горы. Классика дзэн.

Горы

Жили мы просто и изящно. Спали на полу с подогревом. Почти все здания храма отапливались дровами. Питались вегетарианской корейской пищей. Много риса, кимчи и овощей. Вкусно! В холодную погоду в храме было холодно. Мужские туалет и душ находились на улице, потому в холодные дни посещение этих мест было невероятно бодрящим. Для настоящих мужиков это только плюс. У дам всё было удобнее и цивилизованнее, как и полагается. Такая обстановка всех абсолютно устраивала, всё супер. Док Хьён Суним же виновато извинялся перед нами за плохие условия проживания, в то время как один немецкий практикующий называл храм пятизвездочным отелем. И я его в этом полностью поддерживаю.

Док Хьён Суним — харизматичный монах, вокруг которого образовалась сангха последователей. Под его руководством находятся два храма и дзэн-центр в Сеуле. С корейцами Суним был строг и брутален, не позавидуешь. С нами же он был теплый, великодушный, мягкий и скромный. Подробнее о нем в Интервью с Док Хьёном Сунимом.

Док Хьён Суним

Док Хьён Суним

Постоянных участников, включая двух проживающих в храме монахов (Док Хьён Суним и Соя Суним), было 8 человек и повар. Остальные практикующие приезжали на периоды от 3х дней до 1,5 месяца. В среднем обычно в зале для медитации можно было наблюдать 10-12 человек. Обстановка семейная. Все хорошие. Иностранцев, не считая русской монахини Соя Суним, было четверо: два парня из Германии, и я с женой — из России. Надо сказать, у всех было отличное чувство юмора. Все мы много шутили и смеялись на протяжении всего кьол-че, может быть даже слишком много для ретрита, ха-ха.

Медитация в Зале Дхармы

Расписание

В отличие от армейской дисциплины многих храмов, у нас было посвободнее. Мы имели два формата: недели со стандартным расписанием сменялись интенсивными неделями без формального расписания. Расписание стандартной недели:

Расписание 2:45 подъем
3:00-4:00 медитация
4:10-5:00 медитация
5:00 утренние песнопения
6:30 завтрак
7:30-8:30 время чая
9:00-10:00 медитация
10:10-11:00 медитация
12:00 обед
14:00-15:00 медитация
15:10-16:00 медитация
16:00 совместный рабочий период
17:30 ужин
19:00 вечерние песнопения
19:15-20:00 медитация
20:10-21:00 медитация
21:15 отбой

График в храме Мусанса поплотнее.

Итак, около 10 часов практики ежедневно, 7,5 из которых — сидячая медитация. Для меня на первый раз хватало с головой. Желающие дополняли день личной практикой, об этом позже. В стандартные недели разрешалось говорить, в интенсивные недели мы хранили молчание. Если во время медитации сидения болели ноги, разрешалось поменять позицию, или помедитировать стоя. Некоторые изредка так и поступали, кроме меня — я менял позицию и вставал постоянно. Песнопения короче, чем на ретритах Кван Ума. В расписании не было практики поклонов.

После завтрака мы проводили время в беседах за чаем. Разговаривали о разном, много о различии культур запада и востока, но в основном говорили о Дхарме. Иногда и вовсе молчали.

Время чая
Время чаяВремя чая

Храм отапливался дровами, потому мы много рубили. Кроме дров в повседневную работу входила помощь в строительстве нового здания храма, ну и классика — уборка и мытье посуды. Каждый имел повседневные обязанности. Я, как самый младший, вызвался делать грязную работу — мыть мужские туалеты и душ, также мы с женой мыли посуду после завтрака и обеда.

Нарубили дров

Интенсивные недели предназначались для глубокой практики. Обет молчания, исключение работы и чаепития, возможность пропускать приемы пищи и свободное расписание позволяли сконцентрироваться только на практике. Такой подход требует личной ответственности и самодисциплины практикующих. Мы были как раз такой командой. Каждый был предан Дхарме, все занимались своей практикой. Поначалу недели были действительно интенсивными, воздух был наэлектризован сильной практикой, все сидели медитацию, словно выточенные из камня. Но ближе к концу ретрита, надо признаться, интенсивность несколько спала, все немного подустали. Особенно я.

Учителя

Дзэн-Мастер Дэ Бонг

Дзэн Мастер Дэ Бонг

С дзэн-мастером Дэ Бонгом я познакомился на ретрите в Санкт-Петербурге в 2010 году. Он меня впечатлил, и с тех пор именно ему я отдаю предпочтение из всех учителей Кван Ума. Его Речи Дхармы — шедевры. Он веселый, некоторые говорят, что даже слишком. Я считаю его сильным мастером.

Дзэн-Мастер Дэ Бонг 1950 года рождения, американец по происхождению, психолог по образованию, начал практиковать дзэн в 1977. Дэ Бонг был близким учеником дзэн-мастера Сунг Сана. В 1984 принял монашеские обеты, в 1992 получил инку, а в 1999 полную Передачу Дхармы от Сунг Сана. Дэ Бонг ведущий учитель монастыря Мусанса в Корее.

Долгое время я хотел написать ему письмо с моими вопросами по практике, но мне выдалась возможность задать вопросы ему лично. Дзэн Мастер Дэ Бонг невероятно занятой, потому не смог приехать к нам в храм, чтоб учить нас. Но раз в месяц Док Хьён Суним приглашает Дэ Бонга, чтобы тот давал Речь Дхармы в Сеульском дзэн-центре. Дважды мы ездили на такие речи.

Мы ехали в Сеул через половину Кореи, это занимало у нас… 3 часа. Тогда я впервые осознал, насколько велика наша Родина, где за 3 часа мы всего лишь доезжаем из Геленджика в Краснодар. В Сеульском дзэн-центре мы участвовали в практике, проводимой Док Хьёном Сунимом для его сангхи.

Практика

После этого Дзэн-Мастер Дэ Бонг давал свои остроумные, мудрые Речи Дхармы, сдобренные хорошим юмором. В первый раз мастер говорил о 4 великих обетах. Он тонко раскрыл тему и показал эти до абстрактного необъятные обеты с практичной стороны, как и подобает дзэн. Это было сильно. Речь Дхармы завершалась циклом вопросов и ответов.

Речь Дхармы Дэ Бонга

Затем мы — русские и немцы, — как иностранцы, имели честь отобедать с Дэ Бонгом и побеседовать в неформальной обстановке. Мастер веселился и шутил без остановки, рассказывал нам забавные истории о Сунг Сане, а также метод составления имени для исполнителя блюза и правила написания блюзовых песен. После чего мы по очереди проходили с ним коановые интервью.

Оба раза у меня был внушительный список вопросов к Дэ Бонгу. Я читал вопросы с ноутбука. Он детально на всё отвечал. Мы обстоятельно поговорили о техниках медитации, сравнении методов хваду и коанов, постепенном и внезапном просветлении Хуэй Нэна, соло-ретритах, круге дзэн, жизни и смерти, сравнении дзэн и дзогчен и, конечно, о моей личной практике. В один момент, пока он отвечал на вопрос, у меня появилось огромное вдохновение и аж слезы навернулись на глаза от того, какой он клевый мужик!

Дэ Бонг и Касатка

***

Я: Дэ Бонг Сон Саним, я собираюсь в соло-ретрит. Но боюсь демонов. Не демонов в переносном смысле, а адских демонов и чертей, которые будут сводить меня с ума и утащат в ад.
Дэ Бонг: Это просто чья-то идея в твоей голове.
Я: И всё же, если я стану совсем сходить с ума?
ДБ: Ну если уж совсем начнет башня ехать, тогда просто спустись обратно к людям.

***

Я: Слышал, что вы хотите отправиться в соло-ретрит, но у вас нет времени из-за большого количества учеников и обязанностей. И всё же, значит дзэн-мастера тоже нуждаются в углублении практики?
ДБ: Моя практика — отвечать на твои вопросы сейчас.

***
Я: Какая ваша любимая техника медитации?
ДБ: Дыхание Тан-Жэнь.
Я: А как же вопрос «Что есть я?»
ДБ: Вопрос внутри постоянно.
(Дыхание Тан-Жэнь: внимание поместить в Тан Жэнь (точка 2-3 см ниже пупка, дянь-тянуь (кит.), хара (яп.)), выдох в два раза длиннее, чем вдох)

***
Я: Сон Са Ним, мне на этом Кьол-Че нормальненько так крышу рвет..
ДБ: О, это в порядке вещей! Когда ты много практикуешь, то активизируется вся твоя негативная карма. Strong Dharma — strong Karma!

***
Когда я вышел из комнаты мастера, все прервали свою медитацию и косо посмотрели на меня.
— Чё такое? — спросил я.
— Засиделся ты там с Дэ Бонгом однако, мы уж устали тебя ждать.
— Что ж, 20 минут подождать меня трудно?
— 20 минут? Ты сидел там целый час!

Целый час?? Я удивился! Интервью было захватывающим, время пролетело быстро.

Тексты Дзэн Мастера Дэ Бонга на английском: http://www.kwanumzen.org/author/zen-master-dae-bong/
На русском есть только один текст о поклонах: http://www.zendao.ru/library/2011_05_10

Хэ Тонг Суним

Хэ Тонг Суним

На пару дней в Попхвадорьян приехал Мастер Дхармы Хэ Тонг Суним. Он принял монашество в ордене Чоге в 1996 году. Получил инку в 2012, насколько я знаю, от Дэ Бонга. Хэ Тонг Суним записал диск с великолепным исполнением песнопений Кван Ума, наберите Hye Tong Sunim в поиске Вконтакте. До приезда в Корею я ещё не знал, что увижусь с исполнителем этих записей, поэтому встреча со «звездой» была приятной неожиданностью. Мы уговорили Хэ Тонга исполнить песню колокола на вечерней практике, но Док Хьён Суним не позволил, ибо не положено, чтоб учитель пел вечерний колокол.

По приезду Хэ Тонг Суним дал хорошую Речь Дхармы. Я попросил его рассказать о себе, и он поведал свою историю, как он стал монахом, как встретил Сунг Сана. Он рассказывал о недовольстве его родителей тем что он стал монахом, как он жил с этим, что по этому поводу ему сказал Сунг Сан:

«Однажды мне выдалась возможность попасть на личное интервью к Сунг Сан Са Ниму. На западе это было довольно просто, но здесь в Корее, младшему монаху, каким был я в то время, было практически невозможно добраться до такого великого учителя, как Сунг Сан. На интервью я рассказал мастеру о трудностях, связанных с тем что моя семья не принимала меня как монаха. На это Сунг Сан ответил короткой фразой:
— 12 поколений семьи ставшего монахом попадут в рай.

Я поклонился и вышел. Я был разочарован. От такого великого мастера я ожидал чего-нибудь более ясного, мудрого. А он мне выдал… какое-то жалкое суеверие.
Несколько лет спустя как-то я навещал родителей, когда они уже свыклись с моим монашеством. Мы сидели за столом и вдруг родители начали всерьез размышлять о вопросах жизни и смерти. Мои родители, простые люди, никогда в жизни не думали о таких вещах! Я был удивлен! И тут я увидел: именно то, что я стал монахом, послужило причиной тому, что родители стали обращать внимание на эту сторону жизни. Только тогда я осознал, что именно имел ввиду Сунг Сан Сон Са Ним.»

Также Хэ Тонг дал важные наставления по практике и рассказал веселую и поучительную историю. Не то чтобы история была супер веселой, но, знаете как бывает, я поймал «смешинку» и безудержно смеялся до слез. Даже стало как-то неудобно. Он весь вечер говорил в точку, как-будто специально для меня, знаете же как бывает. Речь Дхармы Хэ Тонга Сунима мне понравилась. И он сам тоже.

На следующий день я отправился на интервью в его комнату, опять взяв с собой ноутбук со списком вопросов. Мы отлично побеседовали.

Хэ Тонг Суним и Касатка

***

Я: Хэ Тонг Суним, насколько необходимо концентрироваться на Тан-Жэнь (хара) в дзэн? Можно ли практиковать без этого?
Хэ Тонг Суним: Нет никакой хара. Это просто техника. Но очень полезная техника!
Я: Чувствуете ли вы вашу хара сейчас?
ХТ: Моя хара — твои карие глаза..

***

Я: Давайте вернемся к основам. Что такое просветление?
ХТ: Ты мне скажи, что такое просветление?
Я: (Ударил по полу, посмотрел в окно) Небо голубое, пол желтый.
ХТ: Да! Именно так! Только я верю в это (ударил по полу) на 100%, а ты только процентов на 80.

***

ХТ: Понимаешь, это как… Почему твои штаны оранжевые??! (Указывая пальцем на мои штаны)
Я: Эм.. но они серые..
ХТ: Нет!! Они оранжевые!.. И так начинается драка. Ты как дзэн-буддист не должен допускать этого. Как нужно правильно ответить?..

***

Я: Какая ваша любимая техника медитации?
ХТ: На вдохе — «Что есть я?», на выдохе — «Не знаю».

***

Я: Я собираюсь в соло-ретрит. Но у меня есть некоторые сомнения. Может не идти? Вдруг я сойду с ума?
ХТ: Тогда лучше подождать, попрактиковать. Тебе нужен сильный центр. Не иди в соло-ретрит. Ты ещё не готов.
Я: Хэ Тонг Суним, я всё равно пойду в соло-ретрит.
ХТ: Хорошо (улыбаясь). Теперь ты готов.

***
Классный Хэ Тонг Суним.
Читайте интервью с Хэ Тонгом Сунимом.
Парочка его речей тут: http://www.kwanumzen.org/author/hye-tong-sunim-jdpsn/

Дзэн-Мастер Бон Шим

Дзэн-мастер Бон Шим

Лет 5 назад на ретрите в Санкт-Петербурге я задал Дзэн-Мастеру Бон Шим вопрос:
— Бон Шим Сон Са Ним, я не верю в любовь между мужчиной и женщиной. Я знаю, что существует Великая Безусловная Любовь, и она относится ко всем вокруг равно, не выделяя кого-то особенно. Но любовь между мужчиной и женщиной.. мне кажется это только привязанность. Что вы скажете мне о любви?
— Ты хочешь знать о любви? Тогда у меня есть для тебя коан…
Бон Шим задала мне коан о любви, знаменитый коан «Нам Чеон убивает кота».

Все эти годы я давал неправильные ответы дзэн мастерам. И вот, спустя много лет я встретился с Бон Шим на кьол-че, всё с этим же коаном. Я подумал, что было бы прекрасно дать правильный ответ тому, кто и задал мне этот вопрос. Так сказать, вернул бы коан обратно.

Дзэн Мастер Бон Шим — мирянка, начала практиковать около 1979 года, получила инку от Сунг Сана в 1992, получила полную Передачу Дхармы в 2006 году от Ву Бонга. Бон Шим ведущий учитель многих европейских дзэн-центров, в том числе Варшавского дзэн-центра в Польше, где и живет уже много лет. Периодически проводит ретриты в России.

В отличие от коротких встреч с предыдущими учителями на этом кьол-че, Бон Шим Сон Са Ним порадовала нас более продолжительным присутствуем. Она отсидела с нами 4 недели. Нам посчастливилось практиковать с ней, гулять, обедать, шутить, беседовать за чаем. В ней одновременно сочетается простота, доступность (для нас простых смертных), веселость, скромность, легкость и… твердость и строгость! Даже так! Для меня Бон Шим всегда была воплощением любви и женственности, но открытием стало, что она к тому же сильный практик и строгий учитель.

Бон Шим присоединилась к ретриту, когда все мы переживали нелегкие времена. Об этом можно было бы рассказать подробнее, но не буду. Абсолютно у каждого участника что-то было не в порядке! Кто-то болел, кто-то получил травму, кто-то был в плохом настроении, кто-то устал, кто-то вообще сходил с ума (разумеется, это я о себе). Принцип «strong Dharma — strong karma» действовал во всю. Мне говорили, такое случается на каждом кьол-че.

Дзэн-мастер Бон Шим и Касатка

***

Бон Шим: Ну что, у тебя есть ответ на твое домашнее задание?
Я: Да, Сон Са ним, есть. Но на самом деле я уже проверил у вас этот коан. Мне приснился сон, где я дал вам ответ, и вы сказали, что ответ правильный! Единственное «но»… в моем сне вы были пьяны..
БШ: Ха-ха-ха! (Долго смеется) Ну так, какой у тебя ответ?
Я: (Даю ответ)
БШ: Оу.. это не правильный ответ.

***

Я: Уже прошло больше половины Кьол-Че, а я всё никак не могу привыкнуть к утренним медитациям. Я просто-напросто сплю сидя. Зачем мне сидеть, если я просто сплю? Имеет ли это хоть какой-то смысл?
БШ: Это имеет очень большой смысл. Весь смысл в твоем усилии, которое ты направляешь на преодоление этой сонливости.

***

Я: Иногда я сажусь медитировать и у меня настолько большой поток мыслей, что я вообще нафиг улетаю из реальности. Никакая техника не действует!
БШ: Это нормально.
Я: Зачем мне сидеть с таким потоком мыслей? Не лучше было бы просто прекратить медитацию и пойти заняться чем-нибудь полезным? Не приобретаю ли я так вредную привычку: вместо медитации — думать о всякой фигне на подушке?
БШ: А какую привычку ты приобретаешь, бросая медитацию?

***

Я: Какая ваша любимая техника медитации?
БШ: Дыхание Тан Жэнь.

***

БШ: …Это не правильный ответ.
Я: Ну дайте какую-нибудь подсказку!
БШ: (Долго думает)
Я: (С надеждой жду)
БШ: Нет, я не дам тебе никакой подсказки.

***
Мне выдалась уникальная возможность взять глубокое интервью у дзэн-мастера Бон Шим для российских практикующих. Потрясающее и вдохновляющее интервью! Прямые и наглые вопросы, подробные ответы, много интересной информации.
Ссылка: Интервью с Дзэн-Мастером Бон Шим.

Речь Дхармы Бон Шим во время получения Передачи Дхармы: http://kwanumzen.ru/texts/bon_shim/transmission_speech.html
Ещё одна Речь Дхармы: http://kwanumzen.ru/texts/bon_shim/dharma_speech_2007.html
Тут на английском: http://www.kwanumzen.org/author/zen-master-bon-shim/

Бонус: Корейский дзэн-мастер

Как-то раз мы посещали красивейший храм Чуксоса в живописнейшем месте. По словам монахов этого храма в ступе, расположенной на территории, запечатаны останки (сарира) самого Будды.

ЧуксосаСтупа в Чуксоса

Когда мы уже собирались уходить, нас заметил местный монах и любезно пригласил на чай.

Любезный монахЧуксоса - чай

Наша монахиня Соя Суним знала, что в этом храме живет и учит дзэн-мастер Муйо Суним. Она попросила монаха проводить нас к нему. Монахи этого храма оберегают своего старого мастера, и получить у него аудиенцию не так-то просто, тем более без предварительной договоренности. Потому монах отказал в просьбе. После чая он провел нам экскурсию по храму и неожиданно по неизвестным мне причинам монах решил-таки представить нас дзэн-мастеру!

Нас проводили в домик учителя. Мы немного подождали и к нам вышел Дзэн-Мастер Муйо Суним — старый корейский монах. В отличие от наших западных учителей от Муйо Сунима веяло классическим азиатским духом дзэн. Не удивительно. Ведь он старый корейский дзэн мастер, живущий в красивом храме в чудесном месте.

Дзэн Мастер Муйо Суним

Мастер попросил каждого из нас рассказать о себе: откуда приехал и какой технике медитации следует. Затем он сказал:
— Вы все приехали издалека. Задавайте любые вопросы.

Мастер говорил на корейском, переводчицей была кореянка из наших практикующих, не владеющая английским свободно. Так что возникали некоторые трудности перевода. Корейские практикующие не теряли возможности и задавали интересующие их вопросы, мастер подробно отвечал. Нам иностранцам переводили только самую суть. Я по обыкновению задал проверяюще-атакующий вопрос:
— Что есть природа Будда?
Мастер посмотрел мне в глаза:
— Кто задает вопрос?
— Пол теплый.
Муйо Суним смотрел на меня некоторое время и затем сказал:
— Твой ответ — это меньше чем 30%.
Надо было крикнуть ему «Катц!», подумал я.

Личная практика: как прошел кьол-че для меня

Всё написанное ниже — сугубо мой опыт, обусловленный моими склонностями, характером, опытом, состоянием и другими предпосылками. Короче, кармой. Как не бывает двух одинаковых жизней, так не бывает двух одинаковых ретритов у двух людей.

Я знал, что не следует ничего требовать от кьол-че. Сунг Сан говорил, если вы чего-то хотите от ретрита, то попадете в ад. Я это понимал. Тем не менее само собой в голове было некое представление о спокойном кьол-че, где ничто не будет отвлекать меня, пока я всё глубже и глубже развиваю самадхи. С блаженной улыбочкой на лице. Но не тут-то было! Кьол-Че волшебно разворачивалось как-будто специально таким образом, чтоб вывернуть меня наизнанку.

Хэ Тонг Суним говорил, порядок проблем на кьол-че примерно такой:
— В первые две недели вы будете страдать от боли тела. У кого-то будут болеть ноги, у кого-то спина. Через две недели, когда тело успокоится, начнут подниматься проблемы из глубин психики…
У меня всё случилось по-другому. Ум отправился в шизофреническое путешествие с первых же дней ретрита, а не спустя две недели. А боль в ногах так и не прошла вообще!

Кроме занятий входивших в расписание я нагрузил себя дополнительными практиками. Нас вкусно кормили, прям откармливали. Я из этих парней, что быстро превращаются в толстячков, потому решил до конца кьол-че пропускать ужин, была такая опция. Вместо ужина и вечернего отдыха я занимался йогой. Днем делал много поклонов и дыхательные упражнения Сон Ю. С учетом ещё и моих обязанностей, свободного времени у меня не было вообще. Ну это хорошо. Как раз хотел научить себя быть деловым мужиком. Честно говоря, к середине кьол-че я уже перестал делать йогу и Сон Ю, мне просто хотелось поваляться, ничего не делая.

Монах Мьонг Гонг Суним как-то говорил мне:
— Иногда на кьол-че ты чувствуешь себя на вершине мира, королем небес, а иногда как-будто бы ты в низшем из адов…
Да, правда. В принципе, как и в повседневной жизни — свои взлеты и падения. Только на кьол-че интенсивность и амплитуда моих эмоций была несколько выше. Я испытал очень широкий спектр переживаний. Иногда — великие прозрения и откровения, а порой я чувствовал себя в глубокой депрессии. Иногда в аду, иногда в раю. Как-будто Колесо Самсары крутилось прямо через мою голову.

Но даже в тяжелые минуты я чувствовал, что нахожусь в правильном месте и делаю правильные вещи. Я знал, что это лучшее, чем я мог бы заниматься в это время своей жизни. И в глубине души всегда оставался довольным и счастливым.

Кьол-Че это своего рода прорыв. Я многое узнал о себе, получил отличный опыт. Проявились мои ограничения, что позволило немного расширить свои границы. Я прояснил для себя много вопросов по практике и жизни. Может быть лучше увидел правильное направление. Личная практика после кьол-че стала серьезней. Благодаря хорошей компании, мы ещё и отлично повеселились в эти 100 дней.

Общение с учителями заслуживает отдельного внимания. Считаю, что не стоит недооценивать связь с мастером дзэн. Каждая моя встреча с мастерами была полезна и эффективна. Это действительно как посмотреть в зеркало. С мастером быстро становятся очевидны наивные и абсурдные идеи, заморочки и загоны. Многие вопросы отпадали сами собой, едва я заходил в комнату к учителю. Кроме того, мастера служат источником опоры и вдохновения.

Соло-ретрит

Док Хьён Суним предоставил возможность отсидеть соло-ретрит в маленьком домике при храме, под названием Сунг-Бонг-Ру (от имен Сунг-Сан и Ву-Бонг). Давно хотел попробовать посидеть соло, поэтому воспользовался этой возможностью. Мне повезло, я сидел свой соло-ретрит в особенную неделю — за 7 дней до праздника «День просветления Будды». Во всех монастырях Кореи эту неделю проводят в интенсивных медитациях, обычно без сна. Так что во время моего соло-ретрита во всей Корее стояла особая энергетика интенсивной практики.

Соло-ретрит-Касатки

На период соло-ретрита меня освободили от всех обязанностей. Мне не надо было делать ничего, кроме практики. Еду приносили два раза в день. Посоветовавшись с дзэн-мастером Бон Шим, я составил себе расписание включающее сидячую медитацию, песнопения, Сон Ю и 1000 поклонов каждый день. Дополнительно по настоятельному совету Бон Шим каждую полночь я вставал на экстра-практику, которая занимала час.

Из огромного окна СунгБонгРу, которое мы прозвали HD-TV, открывается прекрасный вид на храм и горы. Чтобы не отвлекаться на проходящих вдали людей, я держал это окно все время закрытым, открывая его, только чтобы посмотреть на закат.

Соло-практика также имела свои взлеты и падения. Это был хороший опыт. Многое из того, что в повседневной жизни остается за кадром, моментально проявляется в соло-ретрите. Самый главный вывод, соло-практика по глубине и интенсивности сосредоточения действительно на голову выше, чем практика среди людей. Не говорю, что соло-ретрит лучше по всем параметрам, нет. Практика с людьми имеет свои плюсы, которых нет в соло-ретрите. Но касательно технических вопросов медитации, соло предоставляет больше возможности развить самадхи.

Выводы и благодарности

Я благодарен Док Хьёну Суниму и его сангхе за теплый прием, гостеприимство. Спасибо всем учителям за их учение! Спасибо монахине Соя Суним (Саша Рымарь) за то что была настоящей сестрой. И всем спасибо за совместную практику. Я благодарен за эту великую удачу — провести 3 месяца в ретрите. Ведь не так просто получить такую возможность в условиях современной жизни. Невозможно описать всего, что было со мной за эти 100 дней, да и незачем это делать. Лучше попробуйте сами. Мой совет каждому, у кого есть хоть маленькая вероятность попасть на кьол-че (и на любой другой длинный ретрит) — не упускайте этот шанс!

Кьол-Че это круто. Рекомендую.

Где можно отсидеть Кьол-Че