Дуджом Ринпоче. Игра мысли

Поскольку все переживания страдания и счастья происходят от наших действий, и позитивный или негативный характер этих действий зависит от нашей мотивации, очень важно овладеть нашим умом. Однако подчинить наш ум нельзя с помощью физической силы. Мы должны контролировать свой ум, чтобы быть в состоянии отказаться от действия, как только мы осознаем, что оно вредно. Следует понимать, что вред, который мы наносим другим, на самом деле наносится нам самим – даже если в краткосрочной перспективе так не кажется.

Когда возникает мысль, она влечет за собой другую, а затем еще одну, в бесконечной последовательности. Мы должны разорвать цепь мыслей, позволив им раствориться самим по себе. Именно эта цепь мыслей вводила нас в заблуждение с безначальных времён, и если мы не разорвём ее, она продолжит вводить нас в заблуждение и в будущем.

Ум – это основа, из которой возникают мысли. Остановить их невозможно. Следует оставаться в покое, с расслабленным телом, в безмолвии, уделяя внимание тому, чтобы не следовать за мыслями, хорошими или плохими. В этом состоянии расслабленности ум следит за умом.

Если мы остаёмся в этом состоянии покоя, не прилагая никаких усилий, чтобы сдержать мысли о прошлом или будущем, мы испытываем безмятежную ясность подобную океану без волн. “Ум, покоящийся в уме” известен как нэпа, пребывание (покой, неподвижность).

Оставьте ум в этом состоянии, подобном чистому озеру. Затем на его неподвижной поверхности появятся изменения, как лёгкий ветерок рябит поверхность воды. Это называется гьюва, движение, и если мы позволим себе увлечься им, мы собьёмся с пути, как уже объяснялось ранее.

Если мы не распознаем неподвижность, будет невозможно распознать движение. В глубинах ума существует нечто, способное распознавать неподвижность и движение одновременно. Это называется ригпа, осознавание. Во время медитации мы не должны ни отвергать движение, ни следовать за ним. Осознав неподвижность, мы можем позволить уму возвращаться к ней раз за разом. Оставаясь в расслабленности всякий раз, когда происходит изменение, движение растворится само собой, подобно волне, которая образуется на поверхности океана и уходит обратно.

Попытки остановить движение только усиливают мысль. Поэтому нам не нужно сопротивляться движению, но стоит вернуться к предшествующему опыту покоя с помощью осознавания. Как взбалтывание прозрачной воды в озере только баламутит воду, так и при постоянном волнении мыслей невозможно достичь ясности.

Медитация шинэ, или ментальное спокойствие, это основа всех медитаций. Благодаря этой практике натиск мыслей успокоится. Это не значит, что мысли перестанут возникать, но они больше не будут влиять на нас и разрушать наше спокойствие.

Осаждающие нас мысли настолько явственны, настолько настойчивы, что мы чувствуем себя обязанными следовать им. Практика шинэ искореняет напористость мыслей, так что нам становится всё легче не отступать от безмятежности. Привыкнув к этому, мы будем настолько расслаблены в медитации, что исчезнет желание двигаться. Нас наполнит большое чувство блага, и нам не захочется покидать это состояние. Даже если заниматься в темноте, эта практика приносит опыт тотальной ясности, похожей на зарождающийся рассвет.

Если мы практикуем медитацию, то три переживания блаженства, ясности и состояния ума без мыслей не могут не возникнуть в какой-то момент. Если этого не происходит, значит мы либо неправильно, либо недостаточно практикуем. Бывает, что во время практики мы испытываем сумрачное, тяжелое чувство, будто голова покрыта капюшоном. Это похоже на состояние скуки, когда нет никаких мыслей. Если возникло такое состояние, нужно взбодриться, выпрямиться, наполнить себя энергией и выше поднять глаза.

Лучший метод устранения препятствий во время медитации это преданность Ламе. Благодаря этому наш ум становится единым с умом Ламы. Это скорее похоже на вливание воды в воду, чем на смешивание одной вещи с другой. Как пространство в сомкнутых ладонях, становится тождественным внешнему пространству, когда ладони раскрываются, так и между нашим умом и умом Ламы нет никакой разницы. Его ум не лучше, наш не загрязнённый. Таких различий не существует. В этом заключается секрет медитации.


Источник: vajrayana.org
Перевод: Евгений Касатка и ИИ.

Смотрите также:
Мипам Ринпоче. Глубокие наставления по шаматхе


Поделиться:

Добавить комментарий